Урок по теме касательная к графику функции. Теперь получим уравнение касательной к графику функции

Урок изучения нового материала в 10 классе

«Уравнение касательной к графику функции»

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы

(базовый уровень) 2011 год

Предмет: математика.

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Уравнение касательной к графику функции

Цель: вывести формулу уравнения касательной к графику функции в заданной точке, составить алгоритм нахождения уравнения касательной, научиться составлять уравнение касательной.

Задачи:

Обучающие:

    отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».

Развивающие:

    способствовать развитию внимания;

    способствовать развитию навыков устного счета;

    способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;

    способствовать развитию и пониманию у учащихся меж предметных связей;

Воспитательные:

    развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);

    создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

    осознавать большую практическую и историческую значимость производной.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, программа «Живая математика», чертежи графиков функций в программе «Живая математика».

Структура и план урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

Задача 9 слайда презентации: «Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x 2 +3x+1в точке с абсциссой х 0 =1» выводит к следующему этапу урока.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений. Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем? (1-2 мин) Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

4.Открытие нового знания.

Цель: построение проекта выхода из затруднения (5-7 мин)

В качестве дополнительного домашнего задания 2 «сильным» ученикам Шеину Ивану и Коневу Виталию было предложено разобраться с помощью учебника с выводом общей формулы уравнения касательной (учебник страница 174) и примером на составление уравнения касательной к графику функции 2 в точке х= 1 (учебник страница 166, пример 2).

Учащиеся записывают свои выводы на доске, остальные записывают в тетрадь. После вывода учащихся учителем демонстрируется чертеж 1, выполненный в программе «Живая математика» (график функции и касательная к нему в точке) и с уравнением касательной.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 мин).

Класс делится на 4 группы, которым предлагается создать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции. Учащиеся пользуются только общим уравнением касательной. После обсуждения проговаривают алгоритм по пунктам, дополняют, исправляют. В результате демонстрируется .

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (5-6 мин).

На этом этапе возвращаемся к задаче слайда 9 о составлении уравнения касательной, учащиеся решают самостоятельно с последующей самопроверкой. , а также чертеж 2 «Живой математики».

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее (10-12 мин).

Работа с задачником: страница 91, самостоятельный выбор номера из №№ 29.12 – 29.16 (ответы есть в учебнике). Ученики имеют возможность выбрать задания по уровню сложности.

ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ будут эти же номера 29.12 – 29.16, отработать составление уравнения касательной, используя алгоритм. Решить не менее 3 букв, не считая выполненных в классе.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (2-3 мин).

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

И, наконец, после «всяких умных вещей» немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения.

Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее вам близок. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? По этим графикам можно судить о скорости приращения ваших знаний в ходе урока. График 1 – мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

Спасибо за урок!

Литература

    Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1,2. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2011.

    Живая математика: сборник методических материалов. – М.: ИНТ. 176 с.

    В. М. Чернявский Работа с программой «Живая математика».

    Различные Интернет-ресурсы для поиска детьми дополнительной информации по теме «Производная».

Слайд 2

Верно ли определение?

Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку.

Слайд 3

Пусть дана и две прямые и, имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1).

Слайд 4

На данном уроке:

выясним, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной; рассмотрим основные задачи на составление уравнения касательной. Для этого: вспомним общий вид уравнения прямой условия параллельности прямых определение производной правила дифференцирования Формулы дифференцирования

Слайд 5

Определение производной

Пусть функция определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку. Дадим аргументу приращение такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции и составим отношение.Если существует предел отношения при, то указанный предел называют производной функции в точке и обозначают.

Слайд 6

Правила дифференцирования

Производная суммы равна сумме производных. Постоянный множитель можно вынести за знак производной. Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции. Производная частного

Слайд 7

Основные формулы дифференцирования

  • Слайд 8

    Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда их угловые коэффициенты равны

    Параллельны ли прямые:

    Слайд 9

    Пусть дан график функции y=f(x). На нем выбрана точка M(a;f(a)), в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.

    Слайд 10

    Геометрический смысл производной

    Если к графику функции y = f (x)в точке можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной

    Слайд 11

    Производная в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке. Т.е. Причем, если: .

    Слайд 12

    Вывод уравнения касательной

    Пусть прямая задана уравнением: уравнение касательной к графику функции

    Слайд 13

    Составить уравнение касательной:

    к графику функции в точке

    Слайд 14

    к графику функции в точке

    Слайд 15

    Алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y=f(x).

    Обозначим абсциссу точки касания буквой x=a. Вычислим. Найдем и. Подставим найденные числа a , в формулу

    Слайд 16

    Составить уравнение касательной к графику функции в точке.

    Слайд 17

    К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Самостоятельная работа

  • Слайд 20

    Номера из учебника

    № 29.3 (а,в) № 29.12 (б,г) № 29.18 № 29.23 (а)

    Слайд 21

    Ответьте на вопросы:

    Что называется касательной к графику функции в точке? В чем заключается геометрический смысл производной? Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?

    Слайд 22

    Домашняя работа

    № 29.3 (б,г) № 29.12 (а,в) № 29.19 № 29.23 (б)

    Слайд 23

    Литература

    Алгебра и начала математического анализа: Учеб. Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала математического анализа: Задачник, Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные работы для 10-11 классов. / Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2010 ЕГЭ 2010. Математика. Задача В8. Рабочая тетрадь / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко – M.: Издательство МЦНМО, 2010

    Посмотреть все слайды

    Видеоурок «Уравнение касательной к графику функции» демонстрирует учебный материал для освоения темы. В ходе видеоурока представлен теоретический материал, необходимый для формирования понятия об уравнении касательной к графику функции в данной точке, алгоритм нахождения такой касательной, описаны примеры решения задач с использованием изученного теоретического материала.

    В видеоуроке используются методы, улучшающие наглядность материала. В представлении вставлены рисунки, схемы, даются важные голосовые комментарии, применяется анимация, выделение цветом и другими инструментами.

    Видеоурок начинается с представления темы урока и изображения касательной к графику некоторой функции y=f(x) в точке M(a;f(a)). Известно, что угловой коэффициент касательной, построенной к графику в данной точке, равен производной функции f΄(a) в данной точке. Также из курса алгебры известно уравнение прямой y=kx+m. Схематично представлено решение задачи нахождения уравнения касательной в точке, которая сводится к нахождению коэффициентов k, m. Зная координаты точки, принадлежащей графику функции, можем найти m, подставив значение координат в уравнение касательной f(a)=ka+m. Из него находим m=f(a)-ka. Таким образом, зная значение производной в данной точке и координаты точки, можно представить уравнение касательной таким образом y=f(a)+f΄(a)(x-a).

    Далее рассматривается пример составления уравнения касательной, следуя схеме. Дана функция y=x 2 , x=-2. Приняв а=-2, находим значение функции в данной точке f(a)= f(-2)=(-2) 2 =4. Определяем производную функции f΄(х)=2х. В данной точке производная равна f΄(a)= f΄(-2)=2·(-2)=-4. Для составления уравнения найдены все коэффициенты а=-2, f(a)=4, f΄(a)=-4, поэтому уравнение касательной у=4+(-4)(х+2). Упростив уравнение, получаем у=-4-4х.

    В следующем примере предлагается составить уравнение касательной в начале координат к графику функции y=tgx. В данной точке а=0, f(0)=0, f΄(х)=1/cos 2 x, f΄(0)=1. Таким образом, уравнение касательной выглядит у=х.

    В качестве обобщения процесс составления уравнения касательной к графику функции в некоторой точке оформляется в виде алгоритма, состоящего из 4 шагов:

    • Вводится обозначение а абсциссы точки касания;
    • Вычисляется f(a);
    • Определяется f΄(х) и вычисляется f΄(a). В формулу уравнения касательной y=f(a)+f΄(a)(x-a) подставляются найденные значения а, f(a), f΄(a).

    В примере 1 рассматривается составление уравнения касательной к графику функции у=1/х в точке х=1. Для решения задачи пользуемся алгоритмом. Для данной функции в точке а=1 значение функции f(a)=-1. Производная функции f΄(х)=1/х 2 . В точке а=1 производная f΄(a)= f΄(1)=1. Используя полученные данные, составляется уравнение касательной у=-1+(х-1), или у=х-2.

    В примере 2 необходимо найти уравнение касательной к графику функции у=х 3 +3х 2 -2х-2. Основное условие - параллельность касательной и прямой у=-2х+1. Сначала находим угловой коэффициент касательной, равный угловому коэффициенту прямой у=-2х+1. Так как f΄(a)=-2 для данной прямой, то k=-2 и для искомой касательной. Находим производную функции (х 3 +3х 2 -2х-2)΄=3х 2 +6х-2. Зная, что f΄(a)=-2, находим координаты точки 3а 2 +6а-2=-2. Решив уравнение, получаем а 1 =0, а 2 =-2. Используя найденные координаты, можно найти уравнение касательной с помощью известного алгоритма. Находим значение функции в точках f(а 1)=-2, f(а 2)=-18. Значение производной в точке f΄(а 1)= f΄(а 2)=-2. Подставив найденные значения в уравнение касательной, получим для первой точки а 1 =0 у=-2х-2, а для второй точки а 2 =-2 уравнение касательной у=-2х-22.

    В примере 3 описывается составление уравнения касательной для ее проведения в точке (0;3) к графику функции y=√x. Решение производится по известному алгоритму. Точка касания имеет координаты х=а, где а>0. Значение функции в точке f(a)=√x. Производная функции f΄(х)=1/2√х, поэтому в данной точке f΄(а)=1/2√а. Подставив все полученные значения в уравнение касательной, получаем у=√а+(х-а)/2√а. Преобразовав уравнение, получаем у=х/2√а+√а/2. Зная, что касательная проходит через точку (0;3), находим значение а. Находим а из 3=√а/2. Отсюда √а=6, а=36. Находим уравнение касательной у=х/12+3. На рисунке изображается график рассматриваемой функции и построенная искомая касательная.

    Ученикам напоминаются приближенные равенства Δy=≈f΄(x)Δxи f(x+Δx)-f(x)≈f΄(x)Δx. Принимая х=а, x+Δx=х, Δx=х-а, получаем f(х)- f(а)≈f΄(а)(х-а), отсюда f(х)≈f(а)+f΄(а)(х-а).

    В примере 4 необходимо найти приближенное значение выражение 2,003 6 . Так как необходимо отыскать значение функции f(х)=х 6 в точке х=2,003, можем воспользоваться известной формулой, приняв f(х)=х 6 , а=2, f(а)= f(2)=64, f΄(x)=6х 5 . Производная в точке f΄(2)=192. Поэтому 2,003 6 ≈65-192·0,003. Вычислив выражение, получаем 2,003 6 ≈64,576.

    Видеоурок «Уравнение касательной к графику функции» рекомендуется использовать на традиционном уроке математики в школе. Учителю, осуществляющему обучению дистанционно, видеоматериал поможет более понятно объяснить тему. Видео может быть рекомендовано для самостоятельного рассмотрения учениками при необходимости углубить их понимание предмета.

    ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:

    Нам известно, что если точка М (а; f(а)) (эм с координатами а и эф от а) принадлежит графику функции у =f (x) и если в этой точке к графику функции можно провести касательную, не перпендикулярную к оси абсцисс, то угловой коэффициент касательной равен f"(a) (эф штрих от а).

    Пусть даны функция у = f(x) и точка М (a; f(a)), a также известно, что существует f´(a). Составим уравнение касательной к графику заданной функции в заданной точке. Это уравнение, как уравнение любой прямой, не параллельной оси ординат, имеет вид y = kx+m (игрек равный ка икс плюс эм), поэтому задача состоит в отыскании значений коэффициентов k и m.(ка и эм)

    Угловой коэффициент k= f"(a). Для вычисления значения m воспользуемся тем, что искомая прямая проходит через точку М(а; f (а)). Это значит, что, если подставить координаты точки М в уравнение прямой, получим верное равенство: f(a) = ka+m, откуда находим, что m = f(a) - ka.

    Осталось подставить найденные значения коэффициентов kи mв уравнение прямой:

    y = kx+(f(a) -ka);

    y = f(a)+k(x-a);

    y = f (a )+ f "(a ) (x - a ). (игрек равен эф от а плюс эф штрих от а, умноженный на икс минус а).

    Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х=а.

    Если, скажем, у = х 2 и х= -2 (т.е. а = -2), то f(а) = f(-2) = (-2) 2 =4; f´(x) = 2х, значит, f"(a) = f´(-2) = 2·(-2) = -4. (то эф от а равно четыре, эф штрих от икс равно два икс, значит эф штрих от а равно минус четыре)

    Подставив в уравнение найденные значения a = -2, f(a) = 4, f"(a) = -4, получим: у = 4+(-4)(х+2), т.е. у = -4х-4.

    (игрек равен минус четыре икс минус четыре)

    Составим уравнение касательной к графику функции у = tgx(игрек равен тангенс икс) в начале координат. Имеем: а = 0, f(0) = tg0=0;

    f"(x)= , значит, f"(0) = l. Подставив в уравнение найденные значения а=0, f(a)=0, f´(a) = 1, получим: у=х.

    Обобщим наши шаги нахождения уравнения касательной к графику функции в точке х с помощью алгоритма.

    АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ у = f(x):

    1) Обозначить абсциссу точки касания буквой а.

    2) Вычислить f (а).

    3) Найти f´(x) и вычислить f´(a).

    4) Подставить найденные числа a, f(a), f´(а) в формулуy = f (a )+ f "(a ) (x - a ).

    Пример 1. Составить уравнение касательной к графику функции у = - в

    точке х = 1.

    Решение. Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере

    2) f(a)=f(1)=- =-1

    3) f´(x)=; f´(a)= f´(1)= =1.

    4) Подставим найденные три числа: а = 1, f(а) = -1, f"(а) = 1 в формулу. Получим: у = -1+(х-1), у = х-2.

    Ответ: у = х-2.

    Пример 2. Дана функция у = х 3 +3х 2 -2х-2 . Записать уравнение касательной к графику функции у= f(х), параллельной прямой у = -2х +1.

    Используя алгоритм составления уравнения касательной, учтем, что в данном примере f(x) = х 3 +3х 2 -2х-2 , но здесь не указана абсцисса точки касания.

    Начнем рассуждать так. Искомая касательная должна быть параллельна прямой у = -2х+1. А параллельные прямые имеют равные угловые коэффициенты. Значит, угловой коэффициент касательной равен угловому коэффициенту заданной прямой: k кас. = -2. Hok кас. = f"(a). Таким образом, значение а мы можем найти из уравнения f ´(а) = -2.

    Найдем производную функции у= f (x ):

    f "(x )= (х 3 +3х 2 -2х-2)´ =3х 2 +6х-2; f "(а)= 3а 2 +6а-2.

    Из уравнения f"(а) = -2, т.е. 3а 2 +6а-2 =-2 находим а 1 =0, a 2 =-2. Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 0, другая в точке с абсциссой -2.

    Теперь можно действовать по алгоритму.

    1) а 1 =0, а 2 =-2.

    2) f(a 1)= 0 3 +3·0 2 -2∙0-2=-2 ; f(a 2)=(-2) 3 +3·(-2) 2 -2·(-2)-2=6 ;

    3) f"(a 1) = f"(a 2) = -2.

    4) Подставив значения a 1 = 0, f(a 1) =-2, f"(a 1) = -2 в формулу, получим:

    у=-2-2(х-0), у=-2х-2.

    Подставив значения а 2 =-2, f(a 2) =6, f"(a 2)= -2 в формулу, получим:

    у=6-2(х+2), у=-2х+2.

    Ответ: у=-2х-2, у=-2х+2.

    Пример 3. Из точки (0; 3) провести касательную к графику функции у = . Решение. Воспользуемся алгоритмом составления уравнения касательной, учитывая, что в данном примере f(x) = . Заметим, что и здесь, как в примере 2, не указана явно абсцисса точки касания. Тем не менее, действуем по алгоритму.

    1) Пусть х = а — абсцисса точки касания; ясно, что а >0.

    3) f´(x)=()´=; f´(a) =.

    4) Подставив значения a, f(a) = , f"(a) = в формулу

    y=f (a) +f "(a) (x-a) , получим:

    По условию касательная проходит через точку (0; 3). Подставив в уравнение значения х = 0, у = 3, получим: 3 = , и далее =6, a =36.

    Как видите, в этом примере только на четвертом шаге алгоритма нам удалось найти абсциссу точки касания. Подставив значение a =36 в уравнение, получим: y=+3

    На рис. 1 представлена геометрическая иллюстрация рассмотренного примера: построен график функции у =, проведена прямая у = +3.

    Ответ: у = +3.

    Нам известно, что для функции y = f(x), имеющей производную в точке х, справедливо приближенное равенство: Δyf´(x)Δx (дельта игрек приближенно равно эф штрих от икс, умноженное на дельта икс)

    или, подробнее, f(x+Δx)-f(x) f´(x) Δx (эф от икс плюс дельта икс минус эф от икс приближенно равно эф штрих от икс на дельта икс).

    Для удобства дальнейших рассуждений изменим обозначения:

    вместо х будем писать а ,

    вместо х+Δxбудем писать х

    вместо Δх будем писать х-а.

    Тогда написанное выше приближенное равенство примет вид:

    f(x)-f(a)f´(a)(x-a)

    f(x)f(a)+f´(a)(x-a). (эф от икс приближенно равно эф от а плюс эф штрих от а, умноженное на разность икса и а).

    Пример 4. Найти приближенное значение числового выражения 2,003 6 .

    Решение. Речь идет об отыскании значения функции у = х 6 в точке х = 2,003. Воспользуемся формулой f(x)f(a)+f´(a)(x-a), учтя, что в данном примере f(x)=x 6 , a = 2,f(a) = f(2) = 2 6 =64; x = 2,003, f"(x) = 6x 5 и, следовательно, f"(а) = f"(2) = 6·2 5 =192.

    В итоге получаем:

    2,003 6 64+192· 0,003, т.е. 2,003 6 =64,576.

    Если мы воспользуемся калькулятором, то получим:

    2,003 6 = 64,5781643...

    Как видите, точность приближения вполне приемлема.

    Разделы: Математика

    Класс: 10

    Цель урока. Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме “Геометрический смысл производной.”.

    Задачи урока.

    • Развивать умения применять теоретические знания при решении заданий различной сложности.
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Развивать умение распределять время урока, оценивать свою учебную деятельность.

    Оборудование: Интерактивная доска, презентация, чертежные инструменты, мел, учебники, тетради. У каждого на столе кроссворд.

    Тип урока. Урок систематизации и углубления знаний по теме.(подготовка к ЕГЭ.).

    Ход урока

    1. Повторение теоретического материала. Решение кроссворда (Слайд - 3)

    2. Повторить алгоритм составления уравнения касательной . (Слайд - 6.7)

    Чтобы составить уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке x 0 , надо найти

    2) у"(x0) =f"(x 0)

    3) у(x0) =f(x 0)

    4) Подставим найденные числа, в формулу

    3. Решение примеров. Взаимопроверка. Самопроверка. Составить уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке x 0.

    а) , х 0 =1 (Слайд - 7,8)

    б) у=-х 2 +4, х 0 =-1 (Слайд - 9,10)

    в)у=х 3 , х 0 =1 (Слайд - 12-15)

    г) х 0 =4 (Слайд - 16,17)

    д) у = tgx в точке x 0 =0 (Слайд - 20-22)

    4. Решение сложных задач.

    Второй тип уравнения касательной. (Слайд - 23)

    • Напишите уравнение касательной к графику функции y=f(x0), если касательная параллельна прямой y= kx+b.

    Алгоритм нахождения.

    1. Найдем производную функции.

    2. Так как угловой коэффициент касательной к графику функции y= f(x0) равен значению производной функции, т.е. k=f " (x0), то абсциссу точки касания найдем, решив уравнение f "(х0) = k.

    3. Найдем значение функции в точке x0 .

    4. Подставив найденные значения в формулу получим уравнение касательной.

    Третий тип уравнения касательной. (Слайд - 27)

    Написать уравнение касательной к графику функции у=f(x), если известно, что эта касательная проходит через точку A(x 0 ,y 0).

    Алгоитм решения.

    • Написать уравнение касательной к графику функции у=f(x), если известно, что эта касательная проходит через точку A(x 0 ,y 0).

    У=(х-2) 2 -1 ; А(3;-1) (Слайд - 28-30)

    Четвертый тип уравнения касательной. (Слайд - 31)

    • Составить уравнение общей касательной к графикам функций y= f(X) и y = g (x).

    Алгоритм решения.

    1. Введем предполагаемые точки касания х1 - для функции y= f(x) и х2 - для функции y= g(x).
    2. Найдем производные данных функций.
    3. Найдем значения производных в этих точках f "(х1) и g " (х2).
    4. Найдем значения функций в этих точках y = f(х1) и y = g(х2).
    5. Составим уравнения касательных соответственно для каждой функции.
    6. Выпишем угловые коэффициенты k1, k2 и b1, b2.
      Так как касательная общая, то угловые коэффициенты равны и равны значения b. k1 = k2 и b1= b2
    7. Составим систему уравнений и решив ее, найдем значения х1 и х2
    8. Найденные значения подставим в общие уравнения касательных.
    9. Уравнения получились одинаковые. Получили уравнение общей касательной к графикам
    • Составить уравнение общей касательной к графикам функций y=f(x) и y= g(x).
      У-(х-+2) 2 - 3 и у=х 2 (Слайд - 32-36)

    Решение заданий в формате ЕГЭ (Слайд - 37-40)

    Разделы: Математика

    Цели.

    • Обобщить и систематизировать правила дифференциирования;
    • Повторить алгоритм построение касательной к графику функции, схему исследования функции;
    • Решение задач на применение наибольшего и наименьшего значения функции.

    Оборудование. Плакат “Производная. Правила вычисления производных. Применения производной”.

    Ход урока

    По картам у учащихся повторение теоретического материала.

    1. Дайте определение производной функции в точке. Что называется дифференциированием? Какую функцию называют дифференциируемой в точке?

    (Производной функции f в точке х называется число, к которому стремится отношение

    Функцию, имеющую производную в точке х 0 , называют дифференциируемой в этой точке. Нахождение производной f называется дифференциированием.)

    2. Сформулируйте правила нахождения производной.

    (1. Производная суммы (u + v)"=u"+v";
    2. О постоянном множителе (Cu)"=Cu";
    3. Производная произведения (uv)"=u"v+uv";
    4. Производная дроби (u/v)"=(u"v-uv")/v 2 ;
    5. Производная степенной функции (x n)"=nx n+1 .)

    3. Чему равны производные следующих функций:

    4. Как найти производную сложной функции?

    (Надо последовательно представить ее в виде элементарных функций и взять производную по известным правилам).

    5. Чему равны производные следующих функций:

    6. В чем заключается геометрический смысл производной?

    (Существование производной в точке эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (х 0 ,f(x 0)) графика функции, причем угловой коэффициент этой касательной равен f "(x 0)).

    7. Какой вид имеет уравнение касательной к графику функции в точке (x 0 ,f(x 0))?

    (Уравнение касательной имеет вид у=f(x 0)+f"(x 0)(x-х 0))

    8. Сформулируете алгоритм построения графика функции с помощью производной.

    (1. Найти ООФ.
    2. Исследовать на четность.
    3. Исследовать на периодичность.
    4. Найти точки пересечения графика с осями координат.
    5. Найти производную функции и ее критические точки.
    6. Найти промежутки монотонности и экстремумы функции.
    7. Построить таблицу по результатам исследования.
    8. Построить график функции.)

    9. Сформулировать теоремы, с помощью которых модно построить график функции.

    (1. Признак возрастания (убывания).
    2. Необходимый признак экстремума.
    3. Признак максимума (минимума).)

    10. Какие формулы существуют для приближенных вычислений функций?

    Индивидуальная работа.

    Уровень А (три варианта), уровень Б (один вариант).

    Уровень А.

    Вариант 1.

    1. Запишите уравнение касательной к графику функции

    f(x)=(x -1) 2 (x -3) 3 параллельной прямой у=5-24х.

    2. Число 18 педставьте в виде суммы трех положительных слагаемых так, чтобы одно слагаемое было в два раза больше другого, а произведение всех трех слагаемых было наибольшим.

    4. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=(x-1) e х+1 .

    Вариант 2.

    1. Под каким углом к оси абсцисс наклонена касательная к графику функции f(x)=0,x 2 +x-1,5 в точке с абсциссой х 0 = - 2? Напишите уравнение этой касательной и выполните рисунок к этой задаче.

    2. Как в В. 1.

    3. Найдите производную функции:

    Уровень Б.

    1. Найдите производную функции:

    а) f(x) = e -5х;
    б) f(x) = log 3 (2x 2 -3x+1).

    2. Напишите уравение касательной к графику функции в точке с абсциссой х 0 , если f(x)=e -х, х 0 = 1.

    3. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=x·e 2х.

    Итог урока.

    Проверяется работа, выставляется отметка за теорию и практику.

    Домашнее задание дается индивидуально:

    а)повторить производные тригонометрических функций;
    б)метод интервалов;
    в)механический смысл производной.

    2. А: №138, №142, Б: №137(а,б), №140(а).

    3. Возмите производную функций:

    а) f(x)=x 4 -3x 2 -7;
    б) f(x)=4x 3 -6x;
    в) f(x)=-2sin(2x-4);
    г) f(x)=cos(2x-4).

    4. Назовите схему исследования функции.



  • Похожие публикации