Свято-духовский кафедральный собор в херсоне. Свято-духовский кафедральный собор Свято духовский кафедральный собор херсон

Возведение Трёхпрестольной Свято-Духовской церкви продолжалось с 1804 по 1835 год. Длительность строительных работ объясняется отсутствием средств.

В январе 1836 года были освящены Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила, чуть позднее - 16 августа 1836 года был освящен и главный Свято-Доховской престо Архиепископом Гавриилом (Розановым).

Главную поддержку при строительстве храма оказали местные купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, в честь которых, херсонцы назвали церковь «купеческой». Второе название - «Привозная» - она получила из-за своего расположения вблизи городского рынка - привоза.

Изначально храм был выполнен в виде квадратного креста с колоннадой со всех сторон и невысоким куполом.

В 1907 году к церкви была пристроена трапезная часть, под которой, в специально оборудованных помещениях, проводились воскресные чтения. Считается, что эту часть храма построили купцы Ирликовы.

После революции, в марте 1922 года из храма были вывезены все церковные ценности, с мая 1926 по 27 сентября 1937 церковь находилась под управлением обновленцов. Затем внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1937-1944 годах помещение храма использовалось как хранилище муки.

Богослужения возобновились лишь в конце 1941 года под трапезной частью, где был оборудован храм Преображения Господня.

В августе 1944 года Свято-Духовской храм был возвращен общине верующих. В период 1944-1953 год северный и южный предел церкви были полностью отреставрированы. К сожалению, оригинальная роспись храма не сохранилась.

При Преосвященном Никоне (Петине) , в 1947 году Свято-Духовская церковь стала кафедральным собором.

В 1955-1956 годах храм обзавелся иконами Святителей, Мучеников и Преподобных пера одесских художников.

В 1995 году к собору была пристроена колокольня. Все колокола бывшей колокольни были уничтожены и на их место были установлены маленькие колокольчики в количестве 8 штук.

Площадь, занимаемая собором составляет 1441 м², внутри храма - 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола - 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями - 10,9 м.

Святыни

  • касперовская икона Божией Матери
  • мощи преподобного Варсонофия Херсонского
  • мощи преподобной Евтропии Херсонской
  • мощи блаженной Домники Алешковской
  • чтимая икона прмц. Параскевы Римской
  • чтимая икона праведного Иоанна Русского
Достопримечательность

Свято-Духовский кафедральный собор
Святодухівський кафедральний собор

Страна Украина
Конфессия УПЦ МП
Епархия Херсонская и Таврическая
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта В. И. Ярославский
Строительство - годы
Состояние действующий приход УПЦ
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 46°38′04″ с. ш. 32°36′22″ в. д.  /  46.63444° с. ш. 32.60611° в. д.  / 46.63444; 32.60611 (G) (Я)

Свято-Духовской кафедральный собор - один из крупнейших православных храмов города Херсона . Также известен как «Привозная церковь» или «Купеческая церковь». Расположен на перекрестке улиц Коммунаров, Рабочей и Декабристов.

История

Возведение Трёхпрестольной Свято-Духовской церкви продолжалось с 1804 по 1835 год. Длительность строительных работ объясняется отсутствием средств.

В январе 1836 года были освящены Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила, чуть позднее - 16 августа 1836 года был освящен и главный Свято-Доховской престо Архиепископом Гавриилом (Розановым).

Главную поддержку при строительстве храма оказали местные купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, в честь которых, херсонцы назвали церковь «купеческой». Второе название - «Привозная» - она получила из-за своего расположения вблизи городского рынка - привоза.

Изначально храм был выполнен в виде квадратного креста с колоннадой со всех сторон и невысоким куполом.

В 1907 году к церкви была пристроена трапезная часть, под которой, в специально оборудованных помещениях, проводились воскресные чтения. Считается, что эту часть храма построили купцы Ирликовы.

После революции, в марте 1922 года из храма были вывезены все церковные ценности, с мая 1926 по 27 сентября 1937 церковь находилась под управлением обновленцов. Затем внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1937-1944 годах помещение храма использовалось как хранилище муки.

Богослужения возобновились лишь в конце 1941 года под трапезной частью, где был оборудован храм Преображения Господня.

В августе 1944 года Свято-Духовской храм был возвращен общине верующих. В период 1944-1953 год северный и южный предел церкви были полностью отреставрированы. К сожалению, оригинальная роспись храма не сохранилась.

При Преосвященном Никоне (Петине) , в 1947 году Свято-Духовская церковь стала кафедральным собором.

В 1955-156 годах храм обзавелся иконами Святителей, Мучеников и Преподобных пера одесских художников.

В 1995 году к собору была пристроена колокольня. Все колокола бывшей колокольни были уничтожены и на их место были установлены маленькие колокольчики в количестве 8 штук.

Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма - 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола - 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями - 10,9 м.

Святыни

  • касперовская икона Божией Матери
  • мощи преподобного Варсонофия Херсонского
  • мощи преподобной Евтропии Херсонской
  • мощи блаженной Домники Алешковской
  • чтимая икона прмц. Параскевы Римской
  • чтимая икона праведного Иоанна Русского

Напишите отзыв о статье "Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)"

Ссылки

  • kherson-sob.church.ua/o-sajte/

Отрывок, характеризующий Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)

– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.


Трехпрестольная Свято-Духовская церковь города Херсона была заложена в 1804 году. Постройка передней части церкви произошла за одно лето, благодаря крупному пожертвованию в 15 тысяч рублей, но затем, из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено и лишь в 1835 году строительство церкви было окончено.
Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила были освящены в январе 1836 года, а главный Свято-Духовский престол – 16 августа 1836 года Архиепископом Гавриилом (Розановым).
По свидетельству того же Архиепископа, особое усердие при устроении церкви показали херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, что подтверждает и устное предание местных жителей, называвших Свято-Духовскую церковь – «купеческой».
Церковь была построена вблизи городского рынка – привоза и от того стала называться ещё «привозной церковью». Это наименование сохранилось до наших дней.
Первоначально храм имел вид квадратного креста с массивной колоннадой со всех четырёх сторон и невысоким куполом.
Метрах в 80-ти к западу от храма была построена красивая пятиярусная колокольня, освящённая 6 августа 1806 года и служившая приходской церковью под именем Преображенской, т. к. престольный праздник она имела в день Преображения Господня. Просуществовавши 135 лет, она сгорела в 1941 году, в самый день Преображения Господня – 19 августа. Остатки её были разобраны до основания в послевоенные годы. В настоящее время, где был престол этой церкви, стоит часовенка с неугасимой лампадой внутри.
В 1907 году к крестовидной Свято-Духовской церкви была пристроена трапезная часть, вследствие чего церковь значительно удлинилась. Под трапезной частью было оборудовано подвальное помещение, где проводились воскресные беседы и чтения, а также проводились спевки церковного хора. Строителями трапезной части местные жители-старожилы называют купцов Ирликовых.
Свято-Духовская церковь считалась самой богатой и красивой в городе. Иконостас, киоты, иконы, церковная утварь сияли позолотой.
В безбожные времена Свято-Духовский храм постигло великое несчастье: в марте 1922 года из него были изъяты церковные ценности, а с 1 мая 1926 года храм городскими властями был передан обновленцам, у которых он находился до 27-го сентября 1937 года. Затем из храма было всё унесено и уничтожено.
С 1937 по 1944 годы в храме не проводились богослужения, и он использовался как хранилище муки.
В конце 1941 года под трапезной частью Свято-Духовской церкви был оборудован храм в честь Преображения Господня, вместо сожжённого Преображенского храма и в нем стали совершаться церковные службы.
В августе 1944 года Свято-Духовский храм, находившийся в очень плачевном состоянии, был возвращён верующим, которые начали его восстановление. Был сооружён новый иконостас главного придела, храм был приведён в надлежащий порядок, и началось регулярное совершение богослужений. В последующие, 1944-1953, годы были отреставрированы и освящены северный и южный приделы. Бывшая на стенах Свято-Духовского храма старинная живопись не сохранилась.
До 1945 года кафедральным собором города Херсона был Успенский собор, построенный в 1798 году. В 1945 году кафедра была перенесена в Екатерининский собор, построенный в 1791 г. И лишь при Преосвященном Никоне (Петине), с 1947 г. кафедральным собором стала Свято-Духовская церковь, которая до этого была приходским храмом города.
С 1953 по 1960 г.г. настоятелем Свято-Духовского храма был протоиерей Борис Георгиевич Старк, одновременно являвшийся секретарём Епархиального управления. Служа в Херсоне, он проявил яркий талант не только мудрого пастыря, являя личным примером неуклонное стремление к служению Господу, но и церковного администратора. Его неустанными трудами Свято-Духовский собор был более благоукрашен. В частности, были сооружены новые иконостасы для северного и южного приделов. В 1955-1956 годах одесскими художниками были написаны иконы Святителей, Мучеников и Преподобных и размещены по стенам собора.
До 1995 г. в соборе не было колокольни. Все большие и малые колокола прежней колокольни были уничтожены, и вместо них использовались маленькие колокольчики в количестве 8 штук, которые размещались на паперти.
Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв. м, внутри храма – 762,51 кв. м. Высота стен верхнего храма – 9,7 м. Высота купола – 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями – 10,9 м.
До 1991 г. Херсонская область входила в состав Одесской епархии, правящий Архиерей которой посещал Свято-Духовский собор один раз в год, на его храмовой праздник.
По решению Священного Синода УПЦ от 11 февраля 1991 года, в результате деления Одесской епархии, была образована Херсонская епархия. Первым Правящим Архиереем её стал митрополит Леонтий (Гудимов), который похоронен у алтарной стены собора напротив придела Священномучеников Херсонесских.
Стараниями следующего управляющего Херсонской епархией Епископа (с 2000 г. – Митрополита) Иллариона (Шукало) (годы правления – 1992-1997) был расширен, отреставрирован и 12.08.96 г. освящён Преображенский нижний придел Свято-Духовского кафедрального собора, а также построена новая колокольня.
В это же время были начаты реставрационные работы в кафедральном соборе, которые продолжились при последующих херсонских архиереях – Епископе Иове (Смакоуз) (1997 - 1999), Архиепископе Ионафане (Елецких) (1999 - 2006) и Архиепископе Иоанне (Сиопко) (с 2006 - поныне).

Свято-Духовский кафедральный собор (до и после ремонта)

В Свято-Духовском кафедральном соборе с первосвятительским визитом трижды пребывал Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: 5 сентября 1995 года – в день канонизации священномученика Прокопия, Архиепископа Херсонского, 9 августа 2008 года – в день канонизиции преподобного Варсонофия Херсонского, мощи которого покоятся в кафедральном соборе, и 15 июля 2009 года – в день канонизации блаженной Домники Алешковской, мощи которой пребывают в храме святой равноапостольной Нины г. Цюрупинска (до переименования – г. Алешки), расположенного на месте разрушенного Успенского женского монастыря, в котором подвизалась святая.
Главными святынями Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона являются почитаемый на Юге Украины чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым дважды в месяц херсонским духовенством торжественно служится акафист; Нерукотворный Образ Спасителя над Царскими вратами, который ежегодно 29 августа и в Неделю Торжества Православия опускается для поклонения верующих; Феодоровская икона Божией Матери, перед которой каждую субботу служится молебен; Почаевская икона Божией Матери, приплывшая в Херсон по Днепру; икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, обновившаяся в конце 1990-х годов; иконы святого праведного Иоанна Русского и преподобномученицы Параскевы Римской с частицами их мощей, перед которыми каждую пятницу служатся водосвятные молебны с особыми прошениями; два мощевика с мощами Преподобных Киево-Печерских и многих других святых угодников Божиих; мощи преподобного Варсонофия Херсонского, исповедника, преподобной Евтропии Херсонской и блаженной Домники Алешковской.

Чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери

Нерукотворный Образ Спасителя над Царскими вратами и Федоровская икона Божией Матери

Иконы святого праведного Иоанна Русского и преподобномученицы Параскевы Римской


Раки с мощами преподобных Варсонофия и Евтропии Херсонских



Ковчеги с мощами блаженной Домники Алешковской, преподобных Киево-Печерских и святых

В церковной ограде Свято-Духовского кафедрального собора находятся могилы протоиереев Леонида Богданова и Иоанна Карлева.
Несомненно, что Свято-Духовский кафедральный собор, с его святынями, является у верующих города Херсона и Херсонской епархии одним из самых любимых и знаменитых храмов.

Касперовская икона Божией Матери

Празднование:
Среда Светлой седмицы, 12 июля, 14 октября (н.ст.)

Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергей Петровский: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, Ново-Сербии.
Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок её, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозёрского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесённой, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».
Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи; в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.
Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе! Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления.
В соседстве с селом Касперовкой в то время, находилась деревня Кизим. В 40-х годах XIX-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий её в Касперовку помолиться святому образу. Бурлееву, по её настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.
От сего случая, – говорила г-жа Касперова, – в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».
На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.
Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперова лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.
В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.
К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.
Вот заслуживающий внимания случай произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею, с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля в день праздника Собора Святого Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства, икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершён общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.
В 50-х годах прошлого столетия, по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Величества с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии – Херсон, Николаев, Одессу.
12 января 1852 года согласно Высочайшего разрешения, Его Императорского величества, Государя Императора Николая І в Херсоне учреждён крестный ход.
Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведём краткое его описание взятое из записей замечательных дат Херсона. «В 1852 году, 8 мая в день праздника святого Вознесения крестный ход был совершён впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утверждённому церемониалу, в нём участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился безпрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня».
В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на всё время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Её Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».
Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.
26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.
Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти всё население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон – все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Ещё один день – и флот внезапно ушёл.
Одни считали это избавление случайностью, другие – незнание врагом наших наличных сил и страхом перед огнём приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Её омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.
Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для Одесситов, и для Херсонцев и для защитников Севастополя, для всех кто требовал Её материнской помощи.
В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войн. Им благословлял преподобный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестёр милосердия, принимавших на себя нелёгкое дело служения в войсках.
Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.
Любопытен один факт, из истории Крымской войны, также связанный с нашим чудотворным образом. Когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь».
На что высокомерный вельможа дал такой ответ, «Так передай архиепископу, что он напрасно безпокоил Царицу Небесную – мы и без Неё обойдёмся!» Вскоре Севастополь пал.
В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу, и остается там, с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа – в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.
Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года он проводил в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.
Касперовская икона Божией Матери – это святыня, которую с благоговением почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов нашего отечества. Далеко не один храм был устроен и освящён в честь нашего чудотворного образа и не только в Херсонской губернии, но и далеко за её пределами. С обретением чудотворного образа многие благочестивые христиане считали необходимым прославить Божию Матерь, тем самым, отвечая своим усердием на являемую Богом милость. Кто в молитвах и крестных ходах, кто, устраивая приделы и храмы в честь святого образа.
Главной святыней Свято-Духовского кафедрального собора Херсона является список чудотворной Касперовской иконы Божией Матери, перед которым собором городского духовенства читается акафист Покрову Божией Матери.
Ежегодно в престольный праздник Свято-Духовского кафедрального собора Херсона, День Святого Духа, из Свято-Успенского собора Одессы привозится чудотворный Касперовский образ Божией Матери, который во главе с Правящим архиереем торжественно встречается духовенством Херсонской епархии и многочисленными верующими из различных храмов епархии, и пребывает несколько дней в Херсоне. Во время проводов иконы совершается крестный ход улицами города от Свято-Духовского кафедрального собора до церкви Всех святых.
Как и в прошлые времена, Царица Небесная через Свой чудотворный образ продолжает помогать всем, притекающим к Ней с верою за помощью и утешением.

Каменный храм был построен по инициативе херсонских купцов в 1798 и в этом же году был освящен. В 1828 году он получил статус кафедрального, поскольку в связи с переводом адмиралтейства в Николаев, кафедральный Екатерининский собор был зачислен в военное ведомство.

В 1833 году деревянную колокольню перестроили на каменную. Первые реставрационные работы здания собора были проведены в середине XIX в..

При соборе была большая библиотека. В 1853 году при соборе была создана кафедра викарных епископов Херсонской епархии.

После Гражданской войны 1918-1920 в Херсоне была установлена большевистская власть, была создана Комиссия по отделению церкви от государства. В 1922 году был заключен договор с религиозной общиной Свято-Успенского собора общинами о передаче им имущества в арендное пользование.

По описанию 1922 года на колокольне Свято-Успенского собора находилось семь колоколов, общий вес которых составлял 5741 кг, самый большой весил 3892 кг, а самый маленький 16 кг. В 1929 все колокола собора были демонтированы. Антицерковная политика власти продолжалась и в 1931 году помещение собора превратили в спортивный зал.

В августе 1941 во время немецко-фашистской оккупации собор возобновил свою деятельность. После освобождения Херсона летом 1944 была зарегистрирована община Свято-Успенского собора как действующая. Однако уже 26 ноября 1945 здание собора было передано для использования под «Дворец физкультуры».

В период независимой Украины началось восстановление деятельности Свято-Успенского собора. В сентябре 1993 здание вернули общине, устав которой был зарегистрирован еще 15 ноября 1991 года.

Свято-Екатерининский собор был построен на месте бывшей деревянной Михайловской церкви, и освящен 17 мая 1786 года.

Первый камень в основание заложили в августе 1781

Когда Херсон посетила российская императрица Екатерина II, она дала храму второе название - Спасский, в связи с чем на фронтоне главного фасада была выполнена надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает».

Во время русско-турецкой войны 1787-91 годов на территории возле собора был создан мемориал с могилами павших участников войны. В самом соборе, в склепе под полом, у иконостаса, был похоронен основатель Херсона, новороссийский генерал-губернатор князь Потемкин-Таврический.

Первая колокольня собора была деревянной и соответствовала стилю раннего классицизма, как и сам собор. К 1800 году по проекту И. Е. Старова была построена монументальная каменная колокольня, которая два года спустя пострадала во время землетрясения, и ее пришлось разобрать. Рядом с ней в 1806 году была возведена временная деревянная, которая служила до окончания строительства новой каменной колокольни, существует и поныне.

В 1930-х годах храм был закрыт, а интерьер - уничтожен.

В настоящее время Екатерининский собор находится в ведении Украинской православной церкви Херсонской епархии Московского патриархата.

В начале XIX в. в центре привозной площади в Херсоне было принято решение построить Святодуховский храм.

В 1810 г. Губернский архитектор Иван Васильевич Ярославский составил проект. Архитектор отразил черты строгого классицизма, избегая реминисценций барокко.

Собор после реставрации фасада, 2012 год

Выполнен в простых геометрических формах, храм отличался четкой пропорциональности, чистотой плана, объемов, плоскостей и деталей при одновременном их сочетании. Проект датирован 1810 годом, однако строительство церкви, высота которой должна была составить 27 метров, через постоянную нехватку средств продолжалась до 1836 г. В процессе строительства цилиндрический барабан храма был заменен на восьмиугольный - простой в исполнении.

В 1910 г. Святодуховская церковь была расширена за счет пристройки трапезной. Храм не имел собственной колокольни, поэтому использовалась колокольня Преображенской церкви, расположенной неподалеку.

В 1962 году, когда Екатерининский и Успенский соборы были уже закрыті, Святодуховская церковь получила статус собора. В настоящее время это Святодуховская кафедральный собор

ул. Преображенская, 36.

Район Забалки возник в конце XVIII века как один из пригородов Херсона, который раскинулся по глубоким оврагом (балкой), активно начал застраиваться только в начале XIX в. Для нужд верующих на берегу реки Кошевой в военный госпиталь построили небольшую деревянную церковь, которую освятили во имя Святого Николая Чудотворца.

В 1819 году церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церковь обветшала, с 1840 года возник вопрос о строительстве большого каменного храма. Средствами на строительство храма помог благодетель - коллежский асессор Иаков Андреевич Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму.

9 мая 1842 в центре новой рыночной площади был возведен и освящен новый каменный храм во имя Святого Николая Чудотворца. Этого святого особенно почитали освободители Причерноморского края. Существует легенда, что святой образ Николая Чудотворца был подарен старой госпитальной церкви князем Г. А. Потемкиным, это и стало причиной одноименного освящения храма.

Во время Крымской войны в Николаевском храме отпевали севастопольских защитников, умерших в херсонских госпиталях.

К 1904 году церковь расширили двумя боковыми пристройками, одна из которых освящена в честь Касперовской иконы Божьей Матери, а другая во имя Серафима Саровского чудотворца. Строительство возглавил настоятель церкви отец Федор Калинчук, а освятил - преосвященный Дмитрий, епископ Новомиргородский.

К 1917 году при церкви действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось в среднем 30 мальчиков и девочек.

В 1922 году из церкви были изъяты все ценности, в 1929 году сняты колокола «для индустриализации страны». Местные жители делали все возможное, для того чтобы восстановить церковь: собирали пожертвования, восстанавливали иконостас.

С 1932 по 1942 годы храм не работал, на его территории находилось зернохранилище и ремонтные мастерские. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения и Плащаницы Божией Матери, Распятие Господне.

В 2007 году Свято-Николаевская церковь вернула себе статус морского храма. Сейчас это действующий собор, в котором проводятся богослужения.

ул. Мостовая, 31

После основания города Херсон правительство, в своем стремлении ускорить заселение степного края, решил привлечь сюда поселенцев иностранного происхождения. Первую деревянную церковь Святой Софии Премудрости Божией построили греческие священники с разрешения генерала Ганнибала.

В сентябре-декабре 1778 построена глинобитную церковь с деревянным каркасом, а уже в 1780 году частично переделанная в каменную, с двумя престолами: нижний - в честь Рождества Божией Матери, верхний - св. Константина и Елены.

В четырех нишах верхней части барабана колокольни установлены скульптуры апостолов, вырезанные из дерева, они придают храму своеобразный вид.

Все богослужения проводились на греческом языке и не прекращались даже во время Второй мировой войны.

Греческая церковь считается одним из старейших сооружений в Херсоне. Ее архитектурой и внутренним убранством восхищались Григорий Потемкин, Иван Ганнибал, Александр Суворов, Федор Ушаков.

Официально храм называется Свято-Рождества-Богородичный (Греко-Софиевский) храм, но жители города уже третий век называют его просто Греческим.

Церковь расположена в центре города Херсона, для местных жителей известна как Кладбищенская, потому что стоит на территории Херсонского некрополя - Петровского кладбища, самые древние захоронения которого датируют 80-ми годами XVIII века (древнейшей считают могилу иеромонаха Василия 1781 года).

В 1792 году на городском кладбище построена небольшая часовня, в стенах которой отпевали умерших херсонцев, воинов, отдавших жизнь при защите города именитых и малоизвестных, богатых и бедных.

Впоследствии город стал губернским, власти приняли решение о строительстве на кладбище большого каменного храма.

В 1803 году в неделю Всех Святых освятили его престол, этот год считается годом рождения храма.

Церковь строили с 1804 по 1808 год и расширили в 70-е годы XIX века.

В 1922 году все золотые, позолоченные и серебряные предметы изъяли у общины церкви. Все это весило 2 пуда 2 фунта 80 золотников (33,94 кг). В этих цифрах не учтены историческая и культурная ценность реликвий храма и предметов богослужения, которые для верующих является святынями. Городская власть пользовалась этим, допускала выкуп их у государства и прихожане, сбросившись по копейке из своих скудных доходов и сбережений, выкупали реликвии.

В конце декабря 1929 храм онемел. Все колокола были сняты и переплавлены «для нужд индустриализации».

Петровское кладбище, на территории которого находится церковь, является одним из старейших кладбищ Херсона. Здесь хоронили известных людей города, чиновников, участников русско-турецких войн, воинов как белой, так и красной армии, петлюровцев, участников восстания атамана Григорьева 1919 года, воинов Первой и Второй мировых войн.

С обретением Украиной независимости церковь смогла «свободно вздохнуть» и вновь обрести голос. В ней снова звонят колокола, проведены реставрационные работы.

Внутри храма сохранился аутентичный резной деревянный иконостас и образы, которые были выполнены ярославскими иконописцами в XVIII веке. В храме сохранился чудотворный образ списанный с Касперовской Божьей Матери.

Храм построен в 1889 году в неоклассическом стиле. 2 февраля 1889 состоялось торжественное освящение храма.

В 1893 году при храме основана церковно-приходскую школа, где обучали основам знаний детей из малообеспеченных семей.

После Октябрьского переворота, во время первой оккупации Херсона большевиками, приходскую школу закрыли. В 1922 году храм разграблен большевиками. В 1930 году храм закрыт советской властью «по просьбам работников». В 1938 разрушена верхняя часть храма - баня и колокольня. Нижнюю часть храма большевики устроили под хозяйственный склад.

После вытеснения немецких оккупантов подразделениями РККА храм продолжал свою работу. Однако уже в 1962 году храм был назначен к повторному закрытию, и только благодаря устойчивости общества и настоянию прихожан в различных инстанциях, благодаря личной осанке протоиерея Алексея Алексеенко и приходского старосты Алексея Филипповича Замараева, храм выстоял.

31 мая 1898 епископ Новомиргородский пр. Мемнон (Вишневский) освятил закладку гимназической церкви во имя Св. Мученицы царицы Александры. Храм построен по проекту губернского инженера Казимира Квинто в эклектичном стиле. Храм получил народное название Гимназическая церковь Св. Александры. Она возводилась на частные пожертвования.

В 1921 году в храме уже бывшей 2-й женской гимназии был основан приход Украинской автокефальной православной церкви. Впрочем, в конце 20-х годов сведения о церкви исчезают.

Помещение было передано Херсонскому пединституту. В последние годы при СРСР тут были мастерские общетехнического факультета.

Наконец 20 апреля 1992, уже в независимой Украине состоялась торжественная церемония передачи помещения общине Украинской автокефальной православной церкви.

С 1997 года община зарегистрирована как приход Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Строительство римско-католического костела в Херсоне берет свое начало в середине XVIII века. Согласно справке государственного архива Херсонской области «костел был построен иезуитами Елизумом Шац в честь Спасителя 1792 костел назван мазаночним ». В начале XIX века, году этак в 1820-м, построено каменное здание.

После 1917 года храм некоторое время был закрыт для богослужения.

28 апреля 1918 по старому стилю состоялось первое в Херсоне церковное Богослужение на украинском языке.

В мае 1922 года ликвидационная комиссия по вопросу отделения церкви от государства при Херсонском бюро юстиции удовлетворил ходатайство прихожан о временном пользовании храмовым сооружением со всем культовым имуществом и инвентарем.

В 1923 году Херсонской советом рабочих и крестьянских депутатов церковь передано религиозной общине в бессрочное и безвозмездное пользование и владение.

В 1931 году костел был закрыт. В течение долгих лет там находились мастерские по ремонту киноаппаратуры. В 1958 году в перестроенном здании большевики организовали городской детский кинотеатр им. П. Морозова.

В марте 1994 года римско-католической общине возвращены помещения храма.

Фото: Свято-Духовский кафедральный собор

Фото и описание

Свято-Духовский кафедральный собор, расположенный в Херсоне на улице Декабристов, является ярким украшением города. Решение о возведении церкви было принято в 1804 г. Крестообразный храм в стиле классицизма, выполненный по проекту архитектора И. Ярославского, выделялся стройными пропорциями и простотой архитектуры. Из-за нехватки денежных средств его строительство было завершено только к 1836 г. Закончить строительство церкви помог местный житель, пожертвовавший 15 тыс. руб. на ее возведение. Церковь была построена рядом с городским рынком – привозом, от чего и получила еще одно название «привозная церковь». В начале 20 ст. в Свято-Духовском соборе была проведена реставрация и построена новая колокольня.

В 1922 г. храм постигла печальная участь, из него изъяли все ценности, а в 1926 г. его вовсе закрыли и использовали как хранилище муки. Восстановление находившегося в очень плачевном состоянии храма началось только с 1941 г., когда его возвратили верующим. Через некоторое время в связи с закрытием Успенского и Екатерининского соборов приходская церковь получила статус собора.

Ни один храм Херсонской области не имеет, наверное, такое собрание святых икон, представляющих художественную и музейную ценность, как этот кафедральный собор. Особо чтится в храме икона «Скорбящей Божьей Матери». Также немалую художественную ценность представляют такие иконы: трехстворчатая икона «Александра Невского», икона с мощами «Серафима Саровского», икона «Святого Саваара», Касперовская икона «Божьей Матери с младенцем», икона «Николая-Чудотворца», Почаевская икона «Божьей Матери» и другие.

В Херсонском соборе находятся мощи великих чудотворцев и святых отцов: Николая-Чудотворца, мученика Владимира Киевского, Иоанна Златоуста, Димитрия митрополита Киевского.

Сейчас Свято-Духовский кафедральный собор является центром православной жизни Херсона, через который проходят все чудотворные иконы, посещающие этот город.



Похожие публикации