Хараппская цивилизация древней индии. Религиозно-мифологические представления и обряды

Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.

Мохенджо-Даро и Хараппа. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе - оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища (в Хараппе - рядом с рекой, в Мохенджо-Даро - в цитадели).

В цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам от них залы приемов. Город Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича. Дома, как правило, кирпичные, с двориком в центре, стояли очень тесно. Они имели удобную планировку. Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, и канализацией, а в некоторых - и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). На верхний этаж или плоскую крышу вели кирпичные лестницы. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.

Регулярная городская застройка характерна и для меньших по размеру городов Хараппской цивилизации, например небольшого морского порта Лотхал на плоском побережье Камбейского залива. Здесь также были прямые улицы с домами, выстроившимися вдоль красной линии, и искусная система канализации. В порту был построен кирпичный причал.

Эти города в период расцвета преуспевали, по-видимому, благодаря развитию земледелия и торговли. Имеются сведения, что население занималось выращиванием пшеницы, ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дынь. В Хараппе рядом с зернохранилищами находились ряды площадок для обмолота зерна, а к ним примыкали сомкнутые ряды бараков, что может свидетельствовать о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро также обнаружены постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. К сожалению, наводнения, неоднократно происходившие на протяжении многих веков, уничтожили следы системы искусственного орошения и противопаводковых сооружений в долине Инда.

Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.

Резные печати. Наиболее примечательными из типичных для Хараппской цивилизации изделий являются уникальные резные печати. Обычно они изготавливались из стеатита и имели квадратную форму (иногда круглую). Печать вставлялась в ручку. На лицевой стороне имелись глубоко вырезанные в камне изображения какого-либо животного: единорога, короткорогого быка, горбатого буйвола, носорога, тигра, слона, фантастических зверей, иногда ритуальных человеческих или получеловеческих фигур. Почти на каждой печати были группы знаков полупиктографического письма.

Скульптура Из тех немногих скульптурных произведений, которые сохранились до нашего времени, самое интересное - поясной портрет «бородатого жреца», выполненный в половину натуральной величины. Его плащ украшен рисунком трилистника (клевера), что, по-видимому, имело сакральное (возможно, астрологическое) значение.

Орудия и украшения В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Другие материалы доставлялись издалека, даже из Южной Индии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с населением долины Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.

Религия Многочисленные выполненные из терракоты фигурки женщин, обнаженных, но с украшениями, свидетельствуют о широко распространенном культе богини-матери, а статуэтки беременных женщин или женщин с детьми - о культе плодородия. Полированные камни высотой до 60 см, возможно, использовались в обрядах, предвосхищавших фаллический культ. На трех печатях из Мохенджо-Даро изображены сидящие фигуры в головных уборах с рогами, а на двух - с тремя лицами, которые рассматриваются учеными как прототипы бога Шивы исторического периода. Многочисленные изображения быка, как в терракоте, так и на печатях, напоминают традиционное поклонение индийцев этому животному и ассоциируются с культом прото-Шивы. Индуистская религия позднего времени, несмотря на ее арийское обличье, возможно, позаимствовала свои основополагающие элементы у доарийских культов долины Инда. Однако отдельные звенья, связывающие долину Инда с Месопотамией, не согласуются с общей картиной: прежде всего, это печати с изображением человеческой фигуры с распростертыми руками, сдерживающей вставших на дыбы тигров. Эта фигура напоминает изображения шумерского мифического героя Гильгамеша со львами.

Письменность Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку - и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.

Погребения В Хараппской цивилизации не было мрачных «царских погребений», характерных для Ура в Месопотамии. Как правило, покойника хоронили в вырытой могиле головой к северу. Погребения людей среднего достатка содержали от 15 до 20 горшков и личные вещи - браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время обнаружены две необычные могилы: одна выложена сырцовым кирпичом, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (возможно, несколько более позднего времени) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая «сати» (самосожжения вдовы).

Упадок и нашествие ариев

Заключительный этап Хараппской цивилизации, вероятно, в разных регионах протекал неодинаково. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей вероятности, город был взят штурмом, а наступавшие двинулись дальше.

В тот период кочевники-арии еще не перешли к оседлости, так что такого рода налет вполне соответствовал их образу жизни. Однако независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро (и других городов в долине Инда) делом рук ариев, существуют убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами. С полным основанием можно утверждать, что гибели города предшествовали долгие десятилетия упадка.

Переходный период на юге Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации, распространившейся вдоль побережья Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II - начала I тысячелетия до н.э.

Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, принадлежавшими к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития. Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тысячелетия до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Через некоторое время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана напоминают кавказские и иранские формы, а каменные могильные пирамиды содержат предметы, имеющие сходство с иранскими примерно 10 в. до н.э. Имеются свидетельства проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.

Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города.

Энеолитические культуры Центральной Индии

Неваза и Махешвар. Тем временем вдоль рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким формам организации. Промежуточное положение между культурами центральных и западных районов занимает поселение в Невазе, на берегу р.Правара, в 55 км к северо-востоку от Ахмаднагара. Здесь была построена большая деревня, состоявшая из хрупких строений, которая неоднократно перестраивалась в период 1500-900 до н.э. Жители занимались пастбищным скотоводством и земледелием, в числе возделывавшихся культур был и рис. Они плавили медь, из которой делали простые резцы, браслеты и бусы, но шире всего использовались полированные каменные топоры и микролиты, изготовленные из халцедона, агата и кремня. Микролиты представлены лезвиями, часто легкой вторичной обработки, а иногда и без нее. Встречаются серповидные, треугольные, трапециевидные микролиты, вероятно, вставлявшиеся в сделанные в дереве или кости углубления и являвшиеся частью составного орудия. Керамические изделия изготавливались на гончарном круге: это сосуды с красными носиками, украшенными черным штриховым или треугольным орнаментом по бордюру, иногда с изображениями собак, диких козлов и других животных. Погребения (найдены преимущественно детские) производились в урнах и часто помещались под полом жилища.

Поселения подобного типа во множестве возникали по берегам крупных рек в Центральной Индии, и некоторые из них просуществовали до середины I тыс. до н.э. Поселение в Махешваре, где находилась главная переправа через р.Нарбада в ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной Индии, в 500 до н.э. или несколько позже начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.

«Хараппская цивилизация – одна из величайших загадок мировой истории. По-настоящему, ее открыли только в XX веке. Сначала исследователи воспринимали ее как нечто чуждое всей остальной истории Индии. Только исследования последних десятилетий показали, что Хараппская цивилизация – закономерный этап развития культур Северной Индии и Пакистана.»

До сих пор эта цивилизация может предоставлять сюрпризы. Не все ее поселения раскопаны полностью. Лингвистам не удалось расшифровать язык, на котором говорили жители Хараппы и Мохенджо-Даро . Знания о религии и политической власти в долине Инда тоже остаются на уровне догадок. Было ли это единое государство, несколько государств или множество независимых городов?

Начало Хараппской цивилизации

Первые следы древнейшей цивилизации Индостана были обнаружены англичанами еще в первой половине XIX века. Впервые, небольшие раскопки в Хараппе были проведены в 1875 году английским археологом Л. Каннингхэмом. Он нашел круглую печать, один из символов Хараппской цивилизации, и обратил внимание на древность этого города. Но регулярные работы на этом месте начались только через полвека.

В 1921 году индийский археолог Д. Р. Сахни начал вести систематические раскопки в Хараппе. Через год другой индиец, Р. Д. Банерджи открыл Мохенджо-Даро. После этого в долине Инда начались систематические археологические исследования, которые проводились учеными и археологами из Англии и других европейских стран.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос о происхождении Хараппской цивилизации . Исследователи середины XX века считали, что цивилизация на Инде была основана переселенцами из Месопотамии. Их оппоненты отстаивали противоположное мнение – Хараппская цивилизация породила Шумерскую. Другие ученые связывали появление Хараппы и других городов с индо-европейскими миграциями.

Исследования 1970-1980-х годов показали, что Хараппская цивилизация была закономерным этапом развития земледельческих культур этого региона. В Синде, Белуджистане и долине Инда уже в VII и VI тысячелетиях до н.э. существовала неолитическая земледельческая культура. В V тысячелетии население этих земель освоило медь и расписную керамику. Носители этой культуры строили прямоугольные дома с комнатами.

К концу V тысячелетия до н.э. предки строителей Хараппы освоили гончарный круг. Еще через тысячу лет жители Белуджистана установили регулярные контакты с Иранским плато и югом Средней Азии.

На юге Белуджистана и Синда наибольшего развития добились культуры Кулли и Амри-Наль. Носители этих культур искали новые земли для поселения и освоили долину Инда . Они распространили все лучшее, что было у земледельческих культур Синда и Белуджистана: обработка металла, планировка поселений.

Период 3200-2600 гг. до н.э. называют Ранней Хараппой. В этот период складывались первые городские поселения, носители этой культуры одомашнивали зерновые культуры. В конце периода Ранней Хараппы поселения начинали превращаться в крупные города. По данным исследователей, сельское население переселялось в новые урбанистические центры.

Период Зрелой Хараппы

Период расцвета цивилизации индских городов занимает около 700 лет – XXVI-XIX вв. до н.э. Хараппская цивилизация занимала территорию долин рек Инда и Сарасвати, достигала Гуджарата на юге, Мекрана – на западе и предгорий Гималаев на северо-востоке. Внутренние районы Белуджистана испытали на себе влияние Хараппской культуры, но не стали ее частью.

В период зрелой Хараппы происходит расцвет городов этой цивилизации. Крупнейшие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро. У всех городов есть общие черты и отличия. Для всех них характерна одинаковая структура, схожие артефакты и архитектура зданий.

Великая баня в Мохенджо-Даро была уникальной, но во многих городах существовали бассейны с водой. Вероятно, омовение играло важную роль в жизни древних индийцев. В некоторые городах находят огненные жертвенники и места для жертвоприношения животных. Иногда они располагались в общественных местах, иногда – в домах, где, вероятно, служили семейными святилищами. Предполагают, что Хараппская цивилизация состояла из общин с общей идеологией, имевших разные традиции и, вероятно, этническое происхождение.

Большинство людей Хараппской цивилизации были земледельцами и скотоводами. Они имели возможность приобретать ремесленные изделия, которые делали горожане. Земледельцы жили в деревнях и выращивали ячмень, пшеницу, бобы. Скотоводы основывали временные поселения в местах, куда они пригоняли на выпас своих животных.

Индийцы путешествовали между городами в воловьих упряжках. Товары перевозили на спинах вьючных животных или по воде. Часть минералов добывалась на территориях, принадлежащих Хараппским городам. Другие поступали от жителей соседних регионов. Медь и оловянную руду поставляли жившие в холмах Аравалли носители культуры Джодпура-Ганешвар, мед и слоновую кость – охотники-собиратели из земель к югу от Инда и Сарасвати.

Города

Для городов этого народа характерно разделение поселения на нижний город и укрепленную цитадель. В городах действовала эффективная система дренажа. Часто, города окружали промышленные районы. Крупнейшие центры, как Хараппа и Мохенджо-Даро, специализировались на производстве разных ремесленных изделий. Маленькие города сосредотачивались на чем-то одном. Например, жители города Нагешвар в Гуджарате создавали ремесленные изделия из морских раковин и ловили рыбу в заливе Кач.

С городами долины Инда связаны две загадки. Хотя в них есть разделение на нижний город и цитадель, в городах не удается найти монументальные храмы и дворцы, которые характерны для монархий Древнего Востока. Нет и монументальных гробниц или надписей, в которых правители прославляли бы свои деяния. Это вызывает вопрос: какой была политическая организация городов Инда?

Вторая загадка – отсутствие (судя по данных археологии) каких-либо военных конфликтов между городами Хараппской цивилизации или соседними культурами. Хотя города окружали высокие и прочные стены, нет следов их осад. Похоже, что укрепления возводили против наводнений и для управления потоками людей и товаров, входящих в город.

Больше всего поселений существовало на территории современной пустыни Чолистан в нижней части долины Сарасвати . Поселения региона были разного размера – от 2 до 100 гектаров. Здесь соседствовали деревни и небольшие города. В долине Сарасвати был один действительно крупный городской центр – Ганверивала . Он занимал территорию 80 гектаров и по размеру приближался к Мохенджо-Даро.

Земли к востоку от Ганверивалы у истоков Сарасвати тоже были плотно заселены. Города этого региона занимали территории около 10-30 гектаров. В месте слияния рек Сарасвати и Дришадвати был построен крупный город Калибанган .

Самым южным регионом, которого достигли хараппские поселенцы, был Гуджарат. Во внутренних районах этой провинции находят многочисленные сельские поселения выходцев из долины Инда. Прибрежные Хараппские города специализировались на морской торговле. Крупнейший город Дхолавира занимал территорию 60 гектаров. Важнейшим портовым городом был Лотхал, в котором процветала торговля, и который привлекал морских торговцев наличием защищенной бухты, а также присутствием рисовых и хлопковых посадок. Здесь, помимо керамических и медных изделий, археологи нашли бусы и предметы из полудрагоценных камней. В Пенджабе, напротив, было мало городов. Предположительно, отсутствие городов связано с большим значением для этого региона скотоводства. Единственным крупным городом Пенджаба была сама Хараппа. К северо-востоку в предгорьях Гималаев было основано еще несколько городов. Крупнейшим городом на территории провинции Синд был Мохенджо-Даро.

Для большинства городов характерны благоустроенные дома из кирпича, система канализации, прямые улицы. Города окружались стенами, за пределами которыми к поселению жались пригороды. Были и региональные особенности. Камень при строительстве городов использовали, в основном в Гуджарате. В Мохенджо-Даро шире, чем в других городах, при строительстве использовали обожженный кирпич.

Торговля

Торговые пути между Ираном и Индией пролегали через территории современных Сеистана и Афганистана. В III тысячелетии до н.э. действовала торговая сеть, созданная Эламом . В городах долины Инда обнаруживают чаши из хлорита. Такие чаши делали в эламском городе Тепе-Яхма, и их находят в Месопотамии, на Иранском плато, на побережье Персидского залива и в городах Инда.

К концу III тысячелетия структура внешней торговли изменилась. Прежде государства Месопотамии были основным покупателем сырья, которое шло с Иранского плато и дальше – из долины Инда. Теперь Месопотамия переключилась на торговлю в Персидском заливе. Одновременно угасли контакты между Хараппскими городами и Сеистаном. Торговый путь между Северной Индией и Междуречьем пришел в упадок. Малое число индийских вещей, относящихся к этому периоду, находят на территории Иранского плато: в Сузах, Тепе-Яхма и других городах.

С середины III тысячелетия до н.э. Месопотамия и города долины Инда продолжили контакты. Но теперь торговля шла по морю. Это позволило обеим сторонам не зависеть от посредников. Города Хараппской цивилизации получили доступ к ресурсам и рынкам побережья Персидского залива.

В это время на побережье Аравийского моря в регионе Мекран появились новые поселения хараппцев, что отражает развитие торговли с заморскими землями. Города выходцев из долины Инда в Мекране имели сильные укрепления, потому что располагались на чужой территории. Поселения возводились на побережье в устьях сезонных рек, который обеспечивали доступ во внутренние районы страны.

Индское поселение Суткаган-Дор – самый западный город Хараппской цивилизации. Площадь Суткаган-Дора – четыре с половиной гектара. Город имел обычную для Индских поселений структуру – цитадель и нижний город. У Суткаган-Дора были крепкие каменные стены толщиной 8 метров, снабженные башнями. Не все хараппские города Мекрана были торговыми портами. Поселение Сонмиами, похоже, было просто рыбацким поселком, жители которого не участвовали в международной торговле. Города Аллахдино на реке Малир не был портом, но служил центром перераспределения товаров.

К XXIV веку до н.э. хараппцы начали плавать непосредственно в Междуречье. Доказательств, что шумеры и аккадцы заплывали на восток дальше Магана нет. В текстах месопотамских городов упоминаются три страны, с которыми велась торговля: Дильмун, Маган и Мелухха. Предполагают, что под именем «Мелухха» шумерам и аккадцам была известна Индская цивилизация. В текстах Междуречья писали, что из этой страны привозили дерево, сердолик и слоновую кость.

Правитель Лагаша Гудеа приказал построить в подвластном ему городе Гирсу большой храм. Материалом для него послужил сердолик из Мелуххи. Выходцы из долины Инда жили в Междуречье, как постоянные торговые представители.

Основным товаром, который индийцы поставляли соседям, была медь и медные изделия. На территории современного Афганистана недалеко от копей ляпис-лазури индийцы основали город Шортугай, откуда на запад отправлялись караваны с лазуритом.

Религия, погребения

Умерших клали в овальную или прямоугольную яму. Ее дно делали из глиняных кирпичей или тело человека клали в деревянный гроб. Умерший лежал на спине головой на север. Иногда тело заворачивали в саван из ткани или тростника. Умершему оставляли украшения, которые он носил при жизни. Иногда рядом с женщинами клали медные зеркала. Возможно, их воспринимали как объекты, с помощью которых можно было заглянуть в иной мир. Иногда над могилами сооружалась земляная или каменная насыпь.

В Хараппе и Лотхале могилы располагали бессистемно. Более поздние погребения часто занимали место прежних. Инвентарь старых могил ломали, а кости выбрасывали.

В Лотхале нашли несколько могил, где было погребено два человека. Высказывали предположение, что останки принадлежали вдовам, которые решили последовать за мужьями. Но, по крайне мере, в одной могиле оба скелета мужские.

Допускают, что жители Индских городов могли использовать другие способы погребения, например, кремацию. На кладбище в Калибангане нашли участки обугленной земли, а в Хараппе обнаружили урны с керамическими изделиями, пеплом и костями.

Предполагают, что уже в эпоху Хараппы у ее жителей были разные религиозные взгляды. Жители городов древней цивилизации могли иметь разное этническое происхождение, и они контактировали с различными соседними культурами, которые влияли на их религию.

Судя по обилию водных объектов в городах долины Инда, самое грандиозное из которых «Большая баня» в Мохенджо-Даро , вода играла ключевую роль в религиозных практиках древних индийцев. Предполагают, что религиозные обряды сопровождались омовениями. На основании иконографии исследователи делают вывод, что жители древних городов воспринимали небеса, как воду, в которой плавают Солнце, Луна и звезды.

Изображения на печатях должны были быть связаны с религиозными верованиями индийцев. Здесь видят изображения мужских и женских божеств в виде растений и животных. Изображенные на некоторых печатях единороги не принадлежали к земному миру, но могли быть частью мира богов из верований жителей Индских городов. Предположительно, были и местные культы, которые отражали прошлое разных групп, входивших в Хараппскую цивилизацию. В долине Инда обнаружено много терракотовых женских статуэток, в которых сейчас видят изображение богини-матери. Они напоминают статуэтки, которые раньше делали жители Индо-Иранского пограничья. В Гуджарате и долине реки Сарасвати жители приносили в жертву животных через сожжение.

Упадок Хараппской цивилизации

После семи столетий процветания города Инда около 1900 года до н.э. начали приходить в упадок. В начале II тысячелетия до н.э. Хараппская цивилизация перестала существовать как единое целое. После ее упадка река Инд перестала быть центром цивилизации Индии, уступив эту роль Гангу.

Горожане перестали следить за дренажными системами, дома начали строиться хуже, общественные учреждения прекращали работать. Некоторые города были покинуты. Жители городов переселялись из прежних центров долины Инда на окраины цивилизации, в частности, в Гуджарат. Причину упадка долины Инда видят в эпидемиях, в частности – малярии. Другая причина упадка городов – высыхание реки Сарасвати. Это приводило к оставлению городов и переселению их жителей дальше на восток.

Морская торговля тоже пришла в упадок. В качестве одной из причин считают проблемы в Месопотамии. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые города южного Междуречья были оставлены из-за засоления почв, и внимание властей обратилось к Северной Вавилонии. Это привело к сокращению морской торговли в Персидском заливе.

В период Поздней Хараппы продолжалось развитие сельского хозяйства. В предшествовавшую эпоху индийцы выращивали ячмень, пшеницу и бобовые, что было характерно для многих земель от Западной Европы до Иранского плато. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. индийские земледельцы начали выращивать рис и просо, которые лучше подходили для этого региона.

На севере Хараппской цивилизации в 1900-1300 гг. до н.э. существовала «Культура кладбища H», названная так по кладбищу в Хараппе. Для ее носителей характерна кремация покойных. В зоне этой культуры погребения в деревянных гробах соседствуют с урнами для кремированных останков.

В восточной части ареала Хараппской культуры в этот период идет ее распространение на юг в междуречье Ганга и Джамны. Некоторые из городов этого междуречья существовали со времен Зрелой Хараппы (Митатхал), другие были основаны переселенцами, как Бара. Переселение было связано с высыханием Сарасвати и выращиванием риса, для которого больше подходили земли междуречья Ганга и Джамны. К 1300 году до н.э. старые города Хараппской цивилизации были покинуты.

Хараппа – город, давший название цивилизации

Первое поселение на месте Хараппы появилось в IV тысячелетии до н.э. В период Ранней Хараппы поселение развилось в крупный город, занимавший территорию 25 гектаров. Уже в эту эпоху он был центром многих ремесел. Тогда же город приобрел структуру, характерную для поселений цивилизации долины Инда – нижний город и цитадель. Постройки цитадели Хараппы были разграблены строителями во время работ по прокладке в этих местах железной дороги в XIX веке.

В период расцвета Индской цивилизации Хараппа занимала территорию около 150 гектаров, а ее население оценивают в 23 тысячи человек.

Город был ориентирован с севера на юг. Как и Мохенджо-Даро, который изучен существенно лучше, Хараппа имела прямые широкие улицы. От общественных уборных вдоль улиц пролегали стоки, которые были связаны с более крупными.

Дома в Хараппе были одно- и двухэтажными. Окна выходили на боковые улицы. Средняя толщина стен была 70 сантиметров, высота потолком – 3 метра. У окон были ставни и решетки, встроенные в само здание.

Основным материалом для строительства домов служил обожженный кирпич. Двери и оконные рамы делались из дерева. При строительстве также использовали глиняную и гипсовую штукатурку.

В первой половине II тысячелетия до н.э. в Хараппе заметны следы упадка, хотя они не выражены также ярко, как в Мохенджо-Даро. Водостоки Хараппы больше не содержались надлежащим образом. При строительстве использовали кирпич разрушенных зданий. Трупы животных оставляли лежать на улицах, а умерших людей относили в заброшенные дома вместо достойного погребения. Тем не менее, город продолжал жить и просуществовал примерно до 1300 года до н.э.

К этому периоду относится новый способ погребения – кремация и собирание костей умерших в урны. Анализ костей кремированных показал, что эти люди отличались от предыдущих жителей Хараппы. Керамика этого периода сохраняет традиционные черты и приобретает новые. На керамике изображают звезды, пунктирные круги, людей с длинными волосами. Похожий стиль был характерен для поселений Северного Афганистана.

Древних цивилизаций удивительна и порой необъяснима. Предлагаем вашему вниманию краткое описание Хараппской цивилизации.

Хараппская или Индская цивилизация – это третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после и . Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.

Однако Египет и Месопотамия просуществовали как государства намного дольше. Хараппская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600-1900 годами до нашей эры.

Открытие Хараппской цивилизации

В начале 1920-х годов британские археологи исследовали два древних кургана в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) – один возле деревни Мохенджо-Даро, а второй в Хараппе.

В обоих местах они обнаружили засыпанные землей останки больших городов, находившихся возле давно пересохших русел рек. При раскопках были найдены массивные городские стены из кирпича сырца и улицы, проложенные по прямоугольной схеме.

Царь-жрец

Этот маленький (всего 18 см высотой) бюст из мыльного камня был найден в небольшом доме в руинах Мохенджо-Даро.

Сейчас никто не знает, кого изобразил древний скульптор, но из-за роскошного одеяния и властного выражения лица статуэтку назвали «царь-жрец».

Хараппская или Индская цивилизация

Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.

По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.

К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км 2 . Почти все дома были построены из обожженного кирпича.


Реконструкция быта Хараппской культуры

В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.

Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений.

В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.

Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.

На каменных печатях были выгравированы животные – , носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.

Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.

Города равных

Удивительная особенность городов долины Инда состоит в том, что там не было ни дворцов, ни огромных памятников, типа , ни роскошных захоронений, вроде царских усыпальниц в Уре.

Хараппская цивилизация на карте

Из этих фактов археологи делают вывод, что в этой цивилизации отсутствовало привилегированное сословие. , как правило, были разделены на общественную и жилую части.

Общественные здания размещались в верхней части города (цитадели). В Мохенджо-Даро главным общественным зданием была Большая баня, вероятно предназначенная для ритуальных омовений. В нижней, жилой части города, дома строились в несколько этажей.


Руины Мохенджо Даро

В большинстве домов были ванные комнаты, самоточная канализация и туалеты.

Помимо Хараппы и Мохенджо-Даро следы распространения хараппской культуры по всей долине Инда и примыкающей к ней области хранят множество мелких городков и деревень.

Влияние хараппской цивилизации сказывалось от Гималаев до Аравийского моря, причем не только в регионе, занимающем пространство современного Пакистана, но и на территории нынешнего северо-западного индийского штата Гуджарат.

Терракотовая игрушка-повозка, в которую запрягали быков, – свидетельствует о высоком уровне гончарного мастерства, типичном для ремесленников долины Инда.


Терракотовая игрушка-повозка

На таких повозках возили собранные зерновые, в частности пшеницу и ячмень; определенную долю урожая земледельцы сдавали в центральное государственное зернохранилище.

Основные даты

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Мергархе, гористом районе на северной окраине долины Инда, разводят овец и коз.
4000 Зебу (горбатый бык) самое распространенное домашнее животное в долине Инда. Культивируются пшеница и ячмень. На заливных низинах строят ирригационные плотины и каналы. В Индском регионе используют медь.
3500 В Индском регионе начинают использовать гончарный крут.
2600 По сути, это начало высокого развития Хараппской цивилизации. Активно растут города.
2350 Шумеры в своих текстах упоминают страну Мелухха, с которой поддерживались торговые связи; ученые считают, что это могла быть Хараппская цивилизация.
2300 Расцвет Хараппской цивилизации, который будет продолжаться еще четыре века.
2000 Использование бронзы в Индском регионе.
1900 Начало упадка городов долины Инда.
1750 Хараппская цивилизация приходит в упадок. Города окончательно опустели.

Теперь вы знаете, что такое Хараппская или Индская цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся



Похожие публикации