Что написал клайв льюис. Клайв стейплз льюис - биография и творческий путь

"В Боге каждая душа будет видеть свою первую любовь, потому что Он и есть эта первая любовь". - Клайв Стейплз Льюис

Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 29 ноября 1898, Белфаст, Северная Ирландия - 22 ноября 1963, Оксфорд, Англия) - английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фэнтези. Один из видных представителей Оксфордской литературной группы «Инклингов».

Биография

Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, в семье стряпчего, но большую часть жизни прожил в Англии.

После окончания школы в 1917 году поступает в Юниверсити-колледж Оксфорда, но вскоре бросает занятия и призывается в британскую армию младшим офицером. После ранения в Первой мировой войне в 1918 году демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.

В 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон (англ. Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетённый дух» (англ. Spirits in Bondage).

В 1923 году получает степень бакалавра, позже - степень магистра и становится преподавателем филологии.

В период с 1925-1954 - преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

В 1926 году под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Даймер» (англ. Dymer).

В 1931 году Льюис, по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном (беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

Работал в службе религиозного вещания Би-Би-Си во время Второй мировой войны. Книга «Просто Христианство» написана им по материалам его передач военного времени.

С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги», участниками которой стали Джон Рональд Руэл Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.

В 1950-1956 публикуется цикл «Хроники Нарнии», принесший Льюису мировую славу.

В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 году становится членом Британской академии.

В 1956 году Льюис вступает в брак с американкой Джой Дэвидмен (1915-1960).

В 1960 году Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

В 1963 году Клайв Льюис прекращает преподавательскую деятельность из-за проблем с сердцем и болезни почек.

Умер 22 ноября того же года, не дожив неделю до своего 65-летия. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом колледжа Магдалены. Похоронен во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, Оксфорд.

Библиография

Фэнтези

1. Кружной путь, или Блуждания паломникаангл.(англ. The Pilgrim"s Regress, 1933)
2. Цикл «Хроники Нарнии»:
3. Племянник чародея (англ. The Magician’s Nephew, 1955)
4. Лев, Колдунья и платяной шкаф (англ. The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950)
5. Конь и его мальчик (англ. The Horse and His Boy, 1954)
6. Принц Каспиан (англ. Prince Caspian: The return to Narnia, 1951)
7. Покоритель зари, или Плавание на край света (англ. The Voyage of the Dawn Treader, 1952)
8. Серебряное кресло (англ. The Silver Chair, 1953)
9. Последняя битва (англ. The Last Battle, 1956)

Научная фантастика

1. За пределы безмолвной планеты (англ. Out of the Silent Planet, 1938)
2. Переландра (англ. Perelandra, 1943)
3. Мерзейшая мощь (англ. That Hideous Strength, 1946)

Религиозные произведения

1. «Страдание» (The Problem of Pain, 1940)
2. «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942)
3. «Расторжение брака» (Great Divorce, 1945)
4. «Чудо» (Miracles: A Preliminary Study, 1947)
5. «Баламут предлагает тост» (Screwtape Proposes a Toast, 1961)
6. «Просто христианство» (Mere Christianity, 1952, на базе радиопередач 1941-1944 годов)
7. «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956)
8. «Размышления о псалмах» (Reflections on the Psalms, 1958)
9. «Четыре любви» (The Four Loves, 1960, о видах любви и христианском её понимании)
10. «Исследуя скорбь» (A Grief Observed, 1961)

Работы в области истории литературы

1. «Предисловие к «Потерянному раю»» (A Preface to Paradise Lost, 1942)
2. «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century, 1955)

Работы в области филологии

1. «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition, 1936)

Сборники стихов, изданные под псевдонимом Клайв Гамильтон

1. «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919)
2. «Даймер» (Dymer, 1926)

Цитаты

  • Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.
  • Нам заповедано любить ближнего, как себя. Как же мы любим себя? Я, например, люблю себя не за то, что я, скажем, милейший человек. Я люблю себя не за то, что я хорош, а за то, что я - это я, при всех моих недостатках. Часто я искренне ненавижу какое-нибудь свое свойство. И все же разлюбить себя я не могу. Другими словами, та резкая черта, которую проводит христианство между любовью к грешнику и ненавистью к его греху, существует в нас, сколько мы себя помним. Вы не любите того, что сделали, а себя любите. Вы, быть может, считаете, что вас мало повесить. Быть может, вы даже пойдете в полицию и добровольно примете наказание. Любовь не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы тот, кого мы любим, обрел высшее благо.
  • Я написал то, что мне хотелось прочитать. Люди этого не писали, пришлось самому.
  • Если детская книга - просто верная форма для того, что автору нужно сказать, тогда те, кто хочет услышать его, читают и перечитывают ее в любом возрасте. И я готов утверждать, что книга для детей, которая нравится только детям, - плохая книга. Хорошие - хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, - плохой вальс.
  • Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо.
  • В конце времени будет только два класса людей: те, которые однажды сказали Богу: «Да будет Твоя воля» и те, которым скажет Бог: «Да будет по вашей воле»
  • Я писал такие книги, какие мне самому хотелось бы прочесть. Именно это всегда побуждало меня взяться за перо. Никто не желает писать книги, которые мне нужны, так что приходится это делать самому...
  • Я мечтал сооружать вещи своими руками: корабли, дома, моторы, - вспоминал Льюис, - но вместо этого пришлось писать рассказы. - (у Льюиса врождённо плохо двигался большой палец, что затрудняло ручную работу.)
  • <Радость> - неудовлетворенное стремление, которое само по себе более желанно, чем удовлетворение любого другого стремления.
  • Чтобы создать правдоподобный и не безразличный читателям «иной мир», следует воспользоваться единственным «иным миром», который нам известен, - миром духа.
  • В каком-то смысле мне никогда не приходилось «создавать» историю... Я вижу картины. Некоторые из них чем-то - может быть, запахом - похожи друг на друга, и это их объединяет. Не нужно им мешать - наблюдай тихонько, и они начнут сливаться воедино. Если очень повезет (со мной так ещё не бывало), целая серия картин сольется до того здорово, что получится готовая история, а писателю ничего и делать не придется. Но чаще (это как раз мой случай) остаются незаполненные места. Вот тут-то самое время подумать, определить, почему такой-то персонаж в таком-то месте делает то-то и то-то. Я представления не имею, так ли работают другие писатели и вообще так ли нужно писать. Но я по-другому не умею. У меня первыми всегда появляются образы.
  • Правило: книга для детей, которая нравится только детям, - плохая книга. Хорошие - хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, - плохой вальс. - «Три способа писать для детей»
  • Сказки я пишу потому, что этот жанр как нельзя лучше подходит для того, что мне нужно сказать;.. - «Три способа писать для детей»
  • Одни фантастику и сказку способны понять в любом возрасте, другие не поймут никогда. Если книга удалась и нашла своего читателя, он почувствует её силу. Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избавляют от несообразностей. И идеале сказка может дать даже больше. Благодаря ей мы приобретаем новый опыт, потому что сказки не «комментируют жизнь», а делают её полнее. - «Иногда лучше рассказать обо всём в сказке»
  • Думаю, я меньше всего погрешу против истины, если возьмусь утверждать, что странность маленьких читателей именно в том, что они совсем обычны. Это мы странные. В литературе то и дело возникают новые веяния; моды приходят и уходят. Все эти причуды не могут ни улучшить, ни испортить вкусы детей, потому что дети читают только для удовольствия. Конечно, у них небольшой запас слов и они многого ещё не знают, так что некоторые книги им непонятны. Но за этим исключением вкусы ребёнка - это вкусы обычного человека, они склоняются к глупости, когда неё вокруг глупы, или к мудрости, когда все вокруг мудры, и не зависят от мод, течений и революций в литературе.
  • Итак, сейчас у нас есть «детские писатели» двух типов. Во-первых, те, кто ошибочно решил, что дети - «особый народ». Они тщательно «изучают» вкусы этих странных созданий - как антрополог, наблюдающий обычаи дикого племени, - или даже вкусы отдельных возрастных групп и классов, на которые подразделяют этот «вид» людей; и преподносят ребёнку не то, что любят сами, а то, что он, как им кажется, должен любить. Часто ими движут воспитательный и нравственный мотивы, а иногда и коммерческий.
    Другие писатели знают, у детей и взрослых много общего. Исходя из этого они и пишут. На обложках они делают пометку «Для детей», потому что дети сегодня - единственный рынок, открытый для книг, которые эти авторы хотят писать несмотря ни на что. - «О вкусах детей»

Боль (1940)

  • Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли - это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир.
  • В Боге каждая душа будет видеть свою первую любовь, потому что Он и есть эта первая любовь.

Мерзейшая мощь (1946)

  • - Я говорила, что любовь - это равенство, свободный союз…
    - Ах, равенство! - подхватил хозяин. - Мы как-нибудь об этом поговорим. Конечно, все мы, падшие люди, должны быть равно ограждены от себялюбия собратьев. Точно так же все мы вынуждены прикрывать наготу, но наше тело ждет того славного дня, когда ему не нужна будет одежда. Равенство - еще не самое главное.
    - А я думала, самое, - уперлась Джейн. - Ведь люди, в сущности, равны.
    - Вы ошибаетесь, - серьезно произнес он. - Именно по сути своей они не равны. Они равны перед законом, и это хорошо. Равенство охраняет их, но не создает. Это - лекарство, а не пища.
    - Но ведь в браке…
    - Никакого равенства нет, - пояснил хозяин. - Когда люди друг в друга влюблены, они о нем и не думают. Не думают и потом. Что общего у брака со свободным союзом? Те, кто вместе радуются чему-то, или страдают от чего-то - союзники; те, кто радуются друг другу и страдают друг от друга - нет. Разве вы не знаете, как стыдлива дружба? Друг не любуется своим другом, ему было бы стыдно.
    - А я думала… - начала было Джейн и остановилась.
    - Знаю, - сказал хозяин. - Вы не виноваты. Вас не предупредили. Никто никогда не говорил вам, что послушание и смирение необходимы в супружеской любви. Именно в ней нет равенства.
  • - Сотрудничество разнополых лиц, - заявил Макфи, - затрудняет главным образом то, что женщины не употребляют существительных. Если мужчины хозяйничают вместе, один попросит другого: «Поставь эту миску в другую, побольше, которая стоит на верхней полке буфета». Женщина скажет: «Поставь вот это в то, вон туда». Если же вы спросите, куда именно, она ответит: «ну, туда!» и рассердится.
  • Мы должны помнить, что в его сознании не закрепилась прочно ни одна благородная мысль. Образование он получил не классическое и не техническое, а просто современное. Его миновали и строгость абстракций, и высота гуманистических традиций; а выправить это сам он не мог, ибо не знал ни крестьянской смекалки, ни аристократической чести. Разбирался он только в том, что не требовало знаний, и первая же угроза его телесной жизни победила его.
  • - Понимаешь, - продолжал он, - в любом университете, городе, приходе, в любой семье, где угодно, можно увидеть, что раньше было… ну, смутнее, контрасты не так четко выделялись. А потом все станет еще четче, еще точнее. Добро становится лучше, зло - хуже; все труднее оставаться нейтральным даже с виду… Помнишь, в этих стихах, где небо и преисподняя вгрызаются в землю с обеих сторон… как это?.. «пока не туру-рум ее насквозь». Съедят? Нет, ритм не подходит. «Проедят», наверное. И это с моей памятью! Ты помнишь эту строку?
    - Я тебя слушаю и вспоминаю слова из писания о том, что нас веют, как пшеницу.
    - Вот именно! Быть может, «течение времени» означает только это. Речь не об одном нравственном выборе, все разделяется резче. Эволюция в том и состоит, что виды все меньше и меньше похожи друг на друга. Разум становится все духовней, плоть - все материальней. Даже поэзия и проза все дальше отходят одна от другой.

Для большинства Клайв Льюис прежде всего автор популярного цикла фэнтези-романов «Хроники Нарнии». Однако далеко не все знакомы с его научными работами и произведениями на религиозную тематику. Этот знаменитый англичанин ирландского происхождения посвятил более тридцати лет преподавательской деятельности, а, обратившись в зрелом возрасте к христианству, стал религиозными теоретиком. Его книги «Письма Баламута», «Просто христианство», «Пока мы лиц не обрели», «Чудо» являются духовными путеводителями для тысяч читателей по всему миру.

Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1989 года в североирландском Белфасте. Его отец Альберт Джеймс был стряпчим, мать Флора Августа вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сыновей (у Клайва был старший брат Уоррен). Любовь к книгам, искусству, фольклору, лингвистике сформировались у маленького Клайва именно благодаря незамысловатой материнской педагогике. Сын обожал мать, а потому ее преждевременная смерть стала для него тяжелым ударом. На этом счастливое беззаботное детство Клайва Льюиса закончилось, началась суровая взрослая жизнь.

Когда Клайв пошел в первый класс, его осиротевшее семейство уже обосновалось в английском городе Уотфорд. Школу юный Льюис не любил. Ему претил чопорный догматизм частного учебного заведения, в особенности религиозная направленность образования. На тот момент десятилетний мальчик утратил веру в Бога, который не услышал ни одну из его детских молитв и отобрал самого дорогого человека - маму.

С отцом отношения у Клайва были натянутыми. Он не любил этого немногословного, сухого человека, который, надо сказать, предпочитал изрядно выпить. Так что, окончив среднюю школу, Клайв с радостью покидает отчий дом, чтобы отправиться в Оксфорд. Однако прелестью вольной студенческой жизни Льюис наслаждается недолго - практически сразу он отправляется на фронт.

Во время непродолжительной военной подготовки Льюис завязывает дружбу с пареньком по имени Пэдди Мур. Перед своим первым боем новобранцы клянутся позаботиться о семьях друг друга, если кто-то из них погибнет. В том бою убивают юного Пэдди Мура, а Клайв Льюис получает ранение и выписку «непригоден к военной службе по состоянию здоровья». Льюис сдерживает обещание, данное другу. После выписки из госпиталя он тут же отправляется к матери Пэдди миссис Мур. До самой смерти почтенной леди он поддерживает с ней самые теплые отношения, оплачивает образование младшей сестры Пэдди, помогает Мурам купить дом и живет в этом доме на правах названного сына и брата.

Вернувшись в Оксфорд, Льюис начинает пробовать себя в качестве поэта и даже выпускает в 1919 году сборник стихов под названием «Угнетенный дух». Однако всерьез о литературной карьере Льюис не задумывается. Через несколько лет он получает степень магистра, становится преподавателем английской литературе в родном Оксфорде и всецело посвящает себя науке.

1930 год становится для Клайва Льюиса переломным. Убежденный атеист, он неожиданно для всех знакомых обращается к позабытому с раннего детства христианству. Именно вера вдохновляет Льюиса на творчество, его первые литературные труды посвящены религии. С 40-х годов Льюис начинает печататься. В общей сложности писатель создал десять религиозных книг. «Страдание», «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Чудо», «Пока мы лиц не обрели» и другие произведения автора пользуются широкой популярностью в Англии и за ее пределами.

Во время Второй мировой войны Льюис ведет радиопередачу на Би-би-си, посвященную вопросам религии. Позднее свои выступления он соберет в книгу под названием «Просто христианство».

Дискуссионный клуб «Инклинги»

Параллельно с религиозной темой Льюис начинает проявлять интерес к набирающим в те времена популярность фантастическим жанрам. Однажды он знакомится с неким профессором, который в свободное от работы время обожает выдумывать истории о волшебных мирах и народах, что живут в них. Беседы с профессором так вдохновляют Льюиса, что он начинает сочинять сам.

Чтобы обсуждать свои творческие идеи, профессоры и еще два десятка увлеченных энтузиастов создают литературную группу «Инклинги». Каждый четверг дискуссионный клуб собирается в Оксфордском университете, а по вторникам - в пабе The Eagle and Child. И так на протяжении 23 лет, вплоть до 1949 года.

Клуб посещает брат Клайва Льюиса Уоррен, который впоследствии нередко редактировал произведения своего знаменитого родственника. В компании «Инклингов» можно всегда увидеть писателя, литературного критика Чарльза Уильямса, писателя, филолога Оуэна Барфилда, поэта, автора биографий Адама Фокса, выдающегося ученого Чарльза Лесли Ренна. Возглавляют собрания идейные вдохновители «Инклингов» Клайв Льюис и тот самый профессор, который открыл для него мир фэнтези. Профессора звали Джон Рональд Руэл Толкин.

Литературная слава: «Хроники Нарнии»

Первые фантастические произведения Клайва Льюиса были посвящены космической теме. В 1938 году он публикует роман «За пределы безмолвной планеты». Книга пользуется успехом и вдохновленный автор пишет еще два роман «Переланда» и «Мерзейшая мощь». Сегодня произведения печатаются в рамках единого цикла под названием «Космическая трилогия».

Magnum opus

Всемирную популярность и прочное место в пантеоне лучших писателей-фантастов принесла Льюису волшебная сказка о стране Нарнии, в которую можно попасть через дверь обыкновенного платяного шкафа, в которой животные говорят человеческими голосами и творятся чудеса.

Первая книга из цикла «Хроники Нарнии» вышла в свет в 1950 году под названием «Лев, колдунья и платяной шкаф». Успех книги предвосхитил самые смелые ожидания Льюиса, и он всерьез берется за разработку цикла.

За 6 лет автор выпускает еще шесть романов - «Племянник чародея», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» с подзаголовком «Плавание на край света», «Серебряное кресло» и «Последняя битва».

«Хроники Нарнии» наряду с «Властелина колец» Джона Толкина являются классическим образцом так называемого «высокого фэнтези». Цикл снискал массу положительных отзывов маститых литературных критиков, а его автор награжден престижной премией Карнеги.

С момента первой публикации было продано более 100 миллионов книг из серии «Хроник». В 1967 году мир Нарнии впервые появляется в телеверсии. Самым популярным является совместный проект Великобритании и США, стартовавший на студии Уолта Диснея в 2005 году. Фильм срежиссировал Эндрю Адамсон («Шрек», «Шрек 2»). В 2008-м и 2010-м создатели выпустили еще две экранизации «Принц Каспиан» и «Покоритель зари».

В 1956 году закоренелый холостяк Клайв Льюис женится на американке Джой Дэвидмен. Это событие стало полной неожиданностью для всех, кто знал Льюиса. Брак Льюиса и Дэвидмен был обречен еще до того, как влюбленные дали свои клятвы у алтаря. Причина тому - смертельная болезнь невесты.

Льюис делает предложение Джой в тот момент, когда она, страдающая от рака, прикована к больничной койке. Джой на 15 лет моложе Льюиса, у нее двое малолетних детей, безвестно пропавший бывший муж и раковая опухоль, стремительно разрушающая ее организм. Льюис хочет провести с любимой последние дни и готов воспитывать детей, когда Джой не станет.

Выдающийся английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фантастики. Один из видных представителей Оксфордской литературной группы «Инклингов».


Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, в семье стряпчего, но большую часть жизни прожил в Англии.

После окончания школы в 1917 году поступает в Юниверсити-колледж Оксфорд, но вскоре бросает занятия и призывается в британскую армию младшим офицером. После ранения в Первой мировой войне в 1918 году, демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.

В 1919 под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетенный дух» (Spirits in Bondage).

В 1923 получает степень бакалавра, позже - степень магистра и становится преподавателем филологии.

В период с 1925-1954 - преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

В 1926 под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Даймер» (Dymer).

В 1931 Льюис, по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном. (Беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионная группы «Инклинги», участниками которой стали Джон Рональд Руэл Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.

В 1950-1955 публикуются «Хроники Нарнии». Самые яркие произведения этого цикла - «Лев, колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and Wardrobe), «Племянник Чародея» (The Magician’s Nephew) и «Пос

Ледняя битва» (The Last Battle).

В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 становится членом Британской академии.

В 1956 Льюис вступает в брак с американкой Джой Дэвидмен (1915-1960).

В 1960 Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

В 1963 году Клайв Льюис прекращает преподавательскую деятельность из-за проблем с сердцем и болезнью почек.

Умер 22 ноября того же года, не дожив неделю до шестидесятипятилетия. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Похоронен во дворе церкви святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, Оксфорд.

Достойное место занимает фэнтезийный роман "Хроники Нарнии", который написал Клайв Льюис. Ученый, преподаватель, богослов, прежде всего английский и ирландский писатель, он стал автором множества произведений, поразивших сердца читателей.

Краткая биография

Клайв Льюис родился 29 ноября 1898 года в Ирландии в небогатой семье стряпчего. Юношей уехал в Англию и прожил там до конца своих дней.

Школу окончил в 1917 году и сразу же поступил в Оксфорд, Юниверсити-колледж. Из-за призыва на армейскую службу был вынужден прервать образование. Участвовал в Первой мировой войне. Получил ранение и демобилизовался в 1918 году в чине младшего офицера. Сразу вернулся к занятиям. В 1924 году получил с правом преподавания.

Писать Клайв Льюис, биография которого описывается, начал рано. В 1919 году выходит первый сборник его стихов. Второй стихотворный сборник Dymer увидел свет в 1926 году. Печатается молодой автор под псевдонимом Клайв Гамильтон.

Одновременно с литературной деятельностью он ведет уроки английского в Оксфорде, колледже Магдалены.

В 1931 году принимает христианство. На его решение повлияли беседы с Джоном Толкином и Хьюго Дайсоном, которые были ревностными католиками и нашли путь к сердцу писателя. Свое решение Клайв Льюис душевно описывает в произведении "Настигнут радостью".

Во время Второй мировой войны он был членом службы религиозного вещания на канале ВВС. Свои впечатления от военного времени он отразил в книге "Просто христианство".

Продолжает активно работать на литературном поприще. В 1950 году начинает детский фантастический роман "Хроники Нарнии", который принес ему мировую известность.

В 1954 году переходит преподавать английскую филологию в Кембридж, а через год торжественно был принят в члены Британской академии.

В 1956 году женится на смертельно больной американке Джой Дэвидмен. Вместе они путешествуют по Греции, любуясь древними красотами и природой Афин, Родоса, Микен и Гераклеона. 13 июля 1960 года жена Льюиса умирает от онкологии.

В 1963 году писатель уходит в отставку из-за сердечной болезни и проблем с почками. 22.11.1963 года Клайв Льюис умер. Похоронен он в Оксфорде возле церкви Святой Троицы.

Достижения и награды

За свой труд на литературном поприще талантливый писатель был трижды номинирован на престижную ретроспективную премию:

  • В 1939 году за фантастику "За границы безмолвной планеты". Интересно, что герой романа профессор Уэстон говорит, что его космический корабль движет неизвестное солнечное излучение. Спустя несколько десятилетий ученые открыли особое излучение Солнца и изобрели солнечный парус.
  • В 1946 году за произведение "Мерзейшая мощь".
  • В 1951 году за первую книгу бестселлера "Хроники Нарнии" - "Лев, Колдунья и платяной шкаф".

В 1975, 1976 и 1977 годах Клайв Льюис, произведения которого покорили сердца миллионов читателей со всего мира, получил награду "Грандмастер фэнтези".

В 2003 и 2008 годах организовывался Зал славы в честь романа "Мерзейшая мощь".

Библиография

Начиная с 1919 года мэтр английской литературы работал без перерывов и творческих кризисов. Каждый труд был высоко оценен в литературных кругах и тепло встречен читателем.

Работы Клайва Льюиса:

  • сборники стихотворений "Угнетенный дух" и "Даймер";
  • в стиле фэнтези написаны "Пока мы лиц не обрели" и цикл "Хроники Нарнии" из семи книг: "Лев, Колдунья и платяной шкаф", "Принц Каспиан", "Покоритель зари", "Серебряное кресло", "Конь и мальчик", "Племянник чародея", "Последняя битва";
  • "За границы безмолвной планеты", "Переландра", "Мерзейшая мощь";
  • религиозные работы: "Блуждания паломника", "Страдание", "Письма Баламута", "Расторжение брака", "Чудо", "Тост Баламута", "Просто христианство", "Размышления о псалмах", "Четыре любви", "Исследуя скорбь";
  • работы по истории литературы: "Предисловие к книге "Потерянный рай", "Английская литература 16 века", "Столетие";
  • труды по филологии: "Аллергия от любви: средневековые традиции".

"Хроники Нарнии"

Это самое известное произведение Клайва Льюиса. Цикл написан в жанре фэнтези и состоит из семи книг. Все они тематически связаны между собой, но каждая логически закончена и может быть прочитана как самостоятельное произведение.

Это, по сути, сказка. Она рассказывает о трех обычных детях, которые попали в волшебный мир и сумели преодолеть сложные препятствия. Клайв Льюис, цитаты которого стали крылатыми выражениями, учит морали, не пасовать перед трудностями, бороться со злом.

Сказка сразу была переведена на 15 языков мира, на сегодняшний день тираж книг превысил 100 миллионов экземпляров. Несколько раз роман был экранизирован.

Для большинства Клайв Льюис прежде всего автор популярного цикла фэнтези-романов «Хроники Нарнии». Однако далеко не все знакомы с его научными работами и произведениями на религиозную тематику. Этот знаменитый англичанин ирландского происхождения посвятил более тридцати лет преподавательской деятельности, а, обратившись в зрелом возрасте к христианству, стал религиозными теоретиком. Его книги «Письма Баламута», «Просто христианство», «Пока мы лиц не обрели», «Чудо» являются духовными путеводителями для тысяч читателей по всему миру.

Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1989 года в североирландском Белфасте. Его отец Альберт Джеймс был стряпчим, мать Флора Августа вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сыновей (у Клайва был старший брат Уоррен). Любовь к книгам, искусству, фольклору, лингвистике сформировались у маленького Клайва именно благодаря незамысловатой материнской педагогике. Сын обожал мать, а потому ее преждевременная смерть стала для него тяжелым ударом. На этом счастливое беззаботное детство Клайва Льюиса закончилось, началась суровая взрослая жизнь.

Когда Клайв пошел в первый класс, его осиротевшее семейство уже обосновалось в английском городе Уотфорд. Школу юный Льюис не любил. Ему претил чопорный догматизм частного учебного заведения, в особенности религиозная направленность образования. На тот момент десятилетний мальчик утратил веру в Бога, который не услышал ни одну из его детских молитв и отобрал самого дорогого человека - маму.

С отцом отношения у Клайва были натянутыми. Он не любил этого немногословного, сухого человека, который, надо сказать, предпочитал изрядно выпить. Так что, окончив среднюю школу, Клайв с радостью покидает отчий дом, чтобы отправиться в Оксфорд. Однако прелестью вольной студенческой жизни Льюис наслаждается недолго - практически сразу он отправляется на фронт.

Во время непродолжительной военной подготовки Льюис завязывает дружбу с пареньком по имени Пэдди Мур. Перед своим первым боем новобранцы клянутся позаботиться о семьях друг друга, если кто-то из них погибнет. В том бою убивают юного Пэдди Мура, а Клайв Льюис получает ранение и выписку «непригоден к военной службе по состоянию здоровья». Льюис сдерживает обещание, данное другу. После выписки из госпиталя он тут же отправляется к матери Пэдди миссис Мур. До самой смерти почтенной леди он поддерживает с ней самые теплые отношения, оплачивает образование младшей сестры Пэдди, помогает Мурам купить дом и живет в этом доме на правах названного сына и брата.

Вернувшись в Оксфорд, Льюис начинает пробовать себя в качестве поэта и даже выпускает в 1919 году сборник стихов под названием «Угнетенный дух». Однако всерьез о литературной карьере Льюис не задумывается. Через несколько лет он получает степень магистра, становится преподавателем английской литературе в родном Оксфорде и всецело посвящает себя науке.

1930 год становится для Клайва Льюиса переломным. Убежденный атеист, он неожиданно для всех знакомых обращается к позабытому с раннего детства христианству. Именно вера вдохновляет Льюиса на творчество, его первые литературные труды посвящены религии. С 40-х годов Льюис начинает печататься. В общей сложности писатель создал десять религиозных книг. «Страдание», «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Чудо», «Пока мы лиц не обрели» и другие произведения автора пользуются широкой популярностью в Англии и за ее пределами.

Во время Второй мировой войны Льюис ведет радиопередачу на Би-би-си, посвященную вопросам религии. Позднее свои выступления он соберет в книгу под названием «Просто христианство».

Дискуссионный клуб «Инклинги»

Параллельно с религиозной темой Льюис начинает проявлять интерес к набирающим в те времена популярность фантастическим жанрам. Однажды он знакомится с неким профессором, который в свободное от работы время обожает выдумывать истории о волшебных мирах и народах, что живут в них. Беседы с профессором так вдохновляют Льюиса, что он начинает сочинять сам.

Чтобы обсуждать свои творческие идеи, профессоры и еще два десятка увлеченных энтузиастов создают литературную группу «Инклинги». Каждый четверг дискуссионный клуб собирается в Оксфордском университете, а по вторникам - в пабе The Eagle and Child. И так на протяжении 23 лет, вплоть до 1949 года.

Клуб посещает брат Клайва Льюиса Уоррен, который впоследствии нередко редактировал произведения своего знаменитого родственника. В компании «Инклингов» можно всегда увидеть писателя, литературного критика Чарльза Уильямса, писателя, филолога Оуэна Барфилда, поэта, автора биографий Адама Фокса, выдающегося ученого Чарльза Лесли Ренна. Возглавляют собрания идейные вдохновители «Инклингов» Клайв Льюис и тот самый профессор, который открыл для него мир фэнтези. Профессора звали Джон Рональд Руэл Толкин.

Литературная слава: «Хроники Нарнии»

Первые фантастические произведения Клайва Льюиса были посвящены космической теме. В 1938 году он публикует роман «За пределы безмолвной планеты». Книга пользуется успехом и вдохновленный автор пишет еще два роман «Переланда» и «Мерзейшая мощь». Сегодня произведения печатаются в рамках единого цикла под названием «Космическая трилогия».

Magnum opus

Всемирную популярность и прочное место в пантеоне лучших писателей-фантастов принесла Льюису волшебная сказка о стране Нарнии, в которую можно попасть через дверь обыкновенного платяного шкафа, в которой животные говорят человеческими голосами и творятся чудеса.

Первая книга из цикла «Хроники Нарнии» вышла в свет в 1950 году под названием «Лев, колдунья и платяной шкаф». Успех книги предвосхитил самые смелые ожидания Льюиса, и он всерьез берется за разработку цикла.

За 6 лет автор выпускает еще шесть романов - «Племянник чародея», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» с подзаголовком «Плавание на край света», «Серебряное кресло» и «Последняя битва».

«Хроники Нарнии» наряду с «Властелина колец» Джона Толкина являются классическим образцом так называемого «высокого фэнтези». Цикл снискал массу положительных отзывов маститых литературных критиков, а его автор награжден престижной премией Карнеги.

С момента первой публикации было продано более 100 миллионов книг из серии «Хроник». В 1967 году мир Нарнии впервые появляется в телеверсии. Самым популярным является совместный проект Великобритании и США, стартовавший на студии Уолта Диснея в 2005 году. Фильм срежиссировал Эндрю Адамсон («Шрек», «Шрек 2»). В 2008-м и 2010-м создатели выпустили еще две экранизации «Принц Каспиан» и «Покоритель зари».

В 1956 году закоренелый холостяк Клайв Льюис женится на американке Джой Дэвидмен. Это событие стало полной неожиданностью для всех, кто знал Льюиса. Брак Льюиса и Дэвидмен был обречен еще до того, как влюбленные дали свои клятвы у алтаря. Причина тому - смертельная болезнь невесты.

Льюис делает предложение Джой в тот момент, когда она, страдающая от рака, прикована к больничной койке. Джой на 15 лет моложе Льюиса, у нее двое малолетних детей, безвестно пропавший бывший муж и раковая опухоль, стремительно разрушающая ее организм. Льюис хочет провести с любимой последние дни и готов воспитывать детей, когда Джой не станет.



Похожие публикации