Бразилия политическое устройство. Государственное устройство и политическая система бразилии

По форме правления Бразилия является президентской республикой, главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания. Высшим законодательным органом является Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест). Высшая судебная власть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.

За всю историю Бразилии в стране действовало семь конституций. Действующая Конституция Бразилии принята 5 октября 1988 года. В работе над ней приняла участие специально созванная Конституционная ассамблея, а также значительная часть населения страны .

Конституция Бразилии включает в себя 250 статей, преамбулу и переходные положения. По состоянию на май 2011 года в неё внесено 67 поправок.

Бразилия -- это федеративная республика, административно разделённая на 26 штатов и Федеральный округ. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется всеми полномочиями (закреплёнными в их собственных Конституциях), за исключением тех, которые относятся к компетенции федерального правительства или входят в функции Муниципальных советов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, избираемый прямым голосованием на срок 4 года. Законодательная ассамблея и судебная власть штатов выстраиваются по федеральной схеме. Юрисдикция последней чётко определена с тем, чтобы избежать возникновения конфликтов с федеральными судами. Главой исполнительной власти муниципалитетов является мэр, также избираемый прямым голосованием на четыре года. На законодательном уровне интересы населения муниципалитетов представляют Палаты депутатов. Помимо этого существуют более 4400 Муниципальных советов, пользующихся автономией в решении местных вопросов.

Муниципальные советы действуют в рамках, установленных Основным законом о муниципалитетах.

В настоящее время Бразилия подразделяется на 5 регионов (называемых также макрорегионами). Это деление было введено Бразильским институтом географии и статистики и основано на общности природных, культурных, экономических, исторических и социальных условий в штатах, входящих в эти регионы.

Несмотря на некоторую условность и невысокую точность с научной точки зрения, это деление постоянно используется в официальных данных, и поэтому имеет достаточно широкое распространение.

Приведем основную информацию по региональному разделению Бразилии в виде таблицы 3.

Таблица 3. Сравнительная таблица по регионам Бразилии

Название

Население, млн чел. (2009)

Площадь, тыс. кмІ

Крупнейший город (с пригородами)

Центрально-западный регион

Бразилиа

Федеральный округ и 3 штата: Гояс, Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул

Северо-восточный регион

9 штатов: Алагоас, Баия, Мараньян, Параиба,Пернамбуку, Пиауи, Риу-Гранди-ду-Норти,Сеара, Сержипи

Северный регион

7 штатов: Акри, Амазонас, Амапа, Пара,Рондония, Рорайма, Токантинс

Юго-восточный регион

Сан-Паулу

4 штата: Минас-Жерайс, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Эспириту-Санту

Южный регион

Порту-Алегри

3 штата: Парана, Санта-Катарина, Риу-Гранди-ду-Сул

По форме правления Бразилия является президентской республикой, главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания. Форма правления Бразилии - республика, с федеративным государственным устройством.

Признаки:

1. Федерализм;

2. Многопартийность политических партий;

3. Политический плюрализм

4. Разделение властей

5. Суверенитет

6. Гражданство

Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры. Выборы Президента Республики включают и выборы Вице-президента, регистрируемого вместе с кандидатом в Президенты. Избранным Президентом считается кандидат, зарегистрированный какой-либо политической партией, который получил абсолютное большинство голосов, не считая недействительных и незаполненных бюллетеней. Президент и Вице-президент Республики вступают в должность на заседании Национального конгресса, на котором они принимают присягу соблюдать, защищать и применять Конституцию, соблюдать законы, способствовать общему благосостоянию бразильского народа, поддерживать единство, целостность и независимость Бразилии.

Полномочия президента Республики:

1. Назначать и смещать с должности государственных министров;

2. Осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;

3. Инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

4. Накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;

5. Распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;

6. Поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;

8. Объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию; и т.д.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов (513 мест). и Федерального сената (81 место).

Национальному конгрессу принадлежит право принимать решения по всем вопросам и компетенции, относящимся к сфере Союза, и особенно:

· Налоговая система, поступление и распределение доходов;

· Установление и изменение численности личного состава вооруженных сил;

· Границы национальной территории, воздушного и морского пространства и собственность, принадлежащая Союзу; и т.д.

К исключительной компетенции Национального конгресса относится:

· Выносить окончательное решение по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;

· Уполномочивать Президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание, кроме случаев, предусмотренных дополняющим законом;

· Временно изменять свое местонахождение; и т.д.

Высшая судебная власть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии, состоит из одиннадцати судей, подбираемых из числа граждан, имеющих более тридцати пяти и менее шестидесяти пяти лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией.

Первостепенным полномочием Федерального верховного суда является контроль за соблюдением Конституции; ему принадлежат следующие права:

непосредственного рассмотрения дела о неконституционности какого-либо закона или какого-либо нормативного федерального или штатного акта или дел о конституционности федеральных законов или нормативных актов;

правонарушений общеуголовного характера, совершенных Президентом Республики, Вице - президентом, членами Национального конгресса, собственными судьями и Генеральным прокурором Республики; и т.д.

Вывод: По форме правления ФРГ является парламентарной (парламентской) республикой, а Бразилия является президентской республикой,. Исполнительная власть в ФРГ находится, в руках правительства. Опираясь на парламентское большинство. В Бразилии Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры. Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит федеральному парламенту – бундестагу, а в Бразилии законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, что же касается судебной власти, то в ФРГ Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, Верховным федеральным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель, а в Бразилии Высшая судебнаявласть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.

Задача№2

2. На примере США, Индии, Австрии и Бельгии рассмотрите четыре способа разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Используя нормы Конституций указанных государств поясните, влияет ли способ разграничения предметов ведения, избранный федерацией, на уровень централизации (децентрализации) федеративных отношений в государстве. Назовите федерации, которые, с Вашей точки зрения, являются примерами наиболее централизованных (децентрализованных) государств.

Федерализм как форма решения вопроса о территори­ально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным госу­дарствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Австрия, Бельгия, Ин­дия.

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полно­му распаду союза, либо к федеративной форме государ­ственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только кон­федерации с мононациональным составом населения

В отличие от унитарного государства, федерация – сложное союзное государство. Составными частями федерации являются государственные образования или государства-члены, имеющие собственное административно-территориальное устройство. Конституции федеративных государств разделяют предметы ведения федерации и ее субъектов.

В различных странах по-разному осуществляется разграничение предметов ведения, однако в его основе всегда лежит сочетание четырех элементов:

исключительные полномочия федерации;

исключительные полномочия субъектов;

полномочия, осуществляемые совместно федерацией и субъектами;

полномочия, не входящие ни в один из перечисленных элементов (остаточные полномочия).

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических тради­ций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, под юрисдикцией субъектов федерации находится земля в Соединенных Штатах Америки, необходимо учи­тывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности, в Австралии земля и недра принадлежат субъектам федерации.

Международный опыт располагает разнообразными примерами правового закрепления и регулирования исключительной компетенции субъектов федерации. Так, в законодательстве одних государств приводится исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в компетенции субъектов федерации, как, например, в Конституции Индии: Перечень II Приложения 7 к Конституции Индии включает 66 пунктов, в числе которых «Здравоохранение и санитария». Законодательство других государств не содержит подобного перечня: в этом случае к предметам ведения субъектов федерации относятся вопросы, которые не входят ни в исключительное ведение федерации, ни в совместное ведение федерации и ее субъектов.

Конституция США ст.10 гласит: «Полномочия, не представленные настоящей Конституцией Соединенных Штатов и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом».

Конституция США, наоборот, создает юриди­ческую возможность путем издания обычного закона Кон­гресса США расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении федерации (раздел 8 статьи 1). И эта возможность на практике была использована не один раз. Таким образом, ясно, что стабильность в решении та­кого важного вопроса, каким является вопрос о разграни­чении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, может быть обеспечена лишь в случае, когда этот вопрос решается исчерпывающим образом в самой конституции.

Принципы разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами предусматривают и возможность воздействия и вмешательства федерации на субъекты. В основном, воздействие центральной власти на субъекты федерации ведется путем контроля федерации за деятельностью своих субъектов. Контроль может быть осуществлен при помощи финансового воздействия, путем обращения в федеральный суд, путем использования законодательных актов и т.д.

Основаниями для федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление. Основаниями для федерального вмешательства в права субъектов Федерации могут быть причины четко оговоренные в законодательстве (Конституции). В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации.

Своя специфика разграничения предметов ведения и полномочий характерна для Конституции Австрийской республики. Согласно Конституции Австрии, разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов основывается на положениях ряда статей Конституции, которые устанавливают:

а) что именно относится к ведению Федерации в сфере законодательства и исполнительной деятельности (ст. 10);

б) что относится к ведению Федерации в области законодательства и что к ведению земли в области исполнительной деятельности (ст. 11);

в) следующий принцип разграничения предметов ведения и полномочий базируется на положении Конституции Австрии о том, что к ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли – издание конкретизирующих законов и исполнительская деятельность также по конкретно очерченным вопросам (ст. 12).

г) отдельной статьей (14) в 14 Конституции Австрии одновременно указаны предметы ведения Федерации и земель применительно к области школьного дела. В статье 14а – определены предметы ведения Федерации в области профессионального школьного обучения, высшие сельскохозяйственные учебные заведения и высшие учебные заведения в области лесного хозяйства, а также учебные заведения для подготовки и повышения квалификации учителей профессиональных школ в сфере сельского и лесного хозяйства.

Что касается предметов ведения субъектов федерации то в разных странах они устанавливаются разными способами. В одних государствах предметы ведения субъектов специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации и к совместному ведению федерации и ее субъектов (Австрия). В данном случае нельзя говорить об исключительной компетенции субъектов федерации, если сами субъекты не относят их к своей исключительной компетенции. В других, например, в Конституции Индии, наоборот, дается исчерпывающий перечень предметов ведения штатов (исключительная компетенция субъектов федерации).

В ведении Федерации (ст. 12) находится и здравоохранение, за исключением похоронного дела и кладбищ, а также санитарной службы в общинах и организации скорой помощи; однако относительно лечебных учреждений и санаториев, курортов и целебных источников – только осуществление санитарного надзора; меры по предупреждению опасного воздействия на окружающую среду, обеспечение чистоты воздуха, без ущерба компетенции земель в сфере отопления; производство и утилизация опасных отходов, ветеринарное дело; продовольственное дело, включая контроль за качеством пищевых продуктов; регулирование транспортировки семян и растительных культур, кормов, удобрений и ядохимикатов, а также оборудования для ядохимикатов. А также демографическая политика в той части, в которой она касается предоставления пособий на детей и компенсаций в интересах семьи.

В плане анализа практике разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами интересна конституционная практика Бельгии. Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Бельгия включает три сообщества: Французское сообщество. Фламандское сообщество и Германоязычное сообщество, она включает также три региона: Валлонский регион, Фламандский регион, Брюссельский регион.

В Конституции Бельгии в статье 35 зафиксировано, что федеральный орган имеет компетенцию только в вопросах, которые закреплены в Конституции и законах, принятых на ее основании. Сообщества или регионы в пределах своих интересов компетентны в иных вопросах, на условиях, установленных законом. Закон этот должен быть принят большинством.

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом. Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией. В компетенцию федеральной законодательной власти входит дарование натурализации, законодательство, касающееся гражданской и уголовной ответственности министров Короля; бюджеты и счета государства; определение армейского контингента.

Конституция Бельгии содержит специальный раздел Компетенция. В

Таким образом, ясно, что, говоря о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, нельзя употреблять термин "компетенция" вместо терми­на "предметы ведения". Компетенция - это свойство, присущее лишь госу­дарственному органу. Государству же присуще другое свойство - суверенитет. Именно с этим свойством, прису­щим государству, связан вопрос о разграничении предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Необходимо отметить, что от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федератив­ное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, со­циальным, национальным, культурным потребностям об­щественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны.

113:4=28,2 С 347:1=347 347:2=173,5 347:3=115,6 347:4=86,7 D 263:1=263 263:2=131,5 263:3=87,6 263:4=65,75

347; 263; 173,5; 131,5; 115,6; 113; 87,6; 86,7.

87,6 – это избирательная квота.


Список использованных источников и литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014

2. Конституции государств Европы в 3-х тт. М., 2001

3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2010

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2015

5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013.

Форма правления в Бразилии, согласно ст. 2 переходных положений Конституции, была установлена как временная, так как в стране должен был пройти референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (парламентская или президентская). Данная норма понадобилась для того, чтобы после 20 лет военной диктатуры граждане адаптировались к демократическим отношениям и сознательно выразили свое мнение о монархических тенденциях, распространившихся в стране. Референдум прошел 21 апреля 1993 г.: большинство граждан высказались за президентскую республикуК

Президент и вице-президент избираются всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года с нравом переизбрания . Выборы проводятся за 90 дней до окончания полномочий президента, находящегося в должности. Победившим считается кандидат от политической партии, набравший абсолютное большинство голосов (ст. 77). Статья 14 устанавливает возрастной ценз для занятия должностей президента и вице-президента - 35 лет.

Президент является главой исполнительной власти (ст. 76), он единолично назначает и смещает федеральных министров, после получения одобрения Федерального сената назначает судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц (ст. 84). Президент Бразилии наделен правом введения состояния обороны и чрезвычайного положения, правом осуществлять федеральное вмешательство в дела субъектов федерации , осуществляет помилование и является верховным главнокомандующим вооруженными силами Бразилии (ст. 84). Объем его полномочий и сфера их применения значительно более обширны, чем у президента США, поэтому часть экспертов характеризует форму правления в Бразилии как супер?президентскую республику.

Согласно ст. 89 Конституции Бразилии при президенте существует консультативный орган - Совет Республики . Его членами являются: вице- президент, председатель палаты депутатов; председатель Федерального сената; главы правительственного большинства и оппозиции в палате депутатов; главы правительственного большинства и оппозиции в Федеральном сенате; министр юстиции; шесть бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются президентом Республики, два - избираются Федеральным сенатом и два - палатой депутатов, - все на три года без нрава назначения на повторный срок. Данный консультативный орган имеет право высказываться по вопросу федерального вмешательства, введения состояния обороны и чрезвычайного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент Бразилии имеет право приглашать государственных министров участвовать в заседании Совета, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к их полномочиям (ст. 90 Конституции Бразилии).

Еще одним консультативным органом при президенте, регулирующим вопросы, связанные с национальным суверенитетом и обороной демократического государства, является Совет национальной обороны. Он вправе давать свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира, введения состояния обороны, чрезвычайного положения и состояния федерального вмешательства; предлагать критерии и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и давать свое заключение об их эффективном использовании, особенно в отношении приграничных зон и зон, которые связаны с сохранением и эксплуатацией естественных ресурсов любого характера; изучать, предлагать и контролировать развитие инициатив, необходимых для обеспечения гарантий национальной независимости и обороны демократического государства (ст. 91 Конституции Бразилии).

В области правотворчества президент обладает правом законодательной инициативы, издает подзаконные нормативные правовые акты - декреты и распоряжения, может наложить полное или частичное вето на законопроект.

Таким образом, институт президентства является ведущим в системе государственных органов власти Бразилии.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом,

который состоит из палаты депутатов и Федерального сената, избираемых на четыре года. Депутатом может быть лицо старше 21 года.

В соответствии со ст. 45 Конституции палата депутатов избирается по пропорциональной системе на всей территории страны, причем избиратели голосуют не за партии, а за кандидатов, предложенных партиями. Общее число депутатов пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем 70 депутатами. Каждая территория избирает двух депутатов. Таким образом, палата депутатов представляет собой орган общенационального представительства.

Федеральный сенат представляет субъекты федерации - штаты и Федеральный округ - и формируется на основе мажоритарной системы выборов. Каждый штат и Федеральный округ избирают трех сенаторов на восемь лет. Представительство каждого штата и Федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на 1/3 и на 2/3. Каждый сенатор избирается одновременно с двумя заместителями, возрастной ценз для сенаторов установлен в 35 лет.

Статья 48 Конституции Бразилии предусматривает следующие полномочия Национального конгресса : устанавливать налоги и распределять доходы; принимать годовой бюджет; устанавливать численность личного состава вооруженных сил; объединять и разделять территории или штаты после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями; предоставлять амнистию; регламентировать административную, судебную организацию, прокуратуру; организовывать телекоммуникации и радиовещание; регламентировать финансовые, вексельные и денежные вопросы, деятельность финансовых учреждений и их операции; заниматься денежным обращением, пределами эмиссии денег и размером федеральных долговых обязательств и др.

Статья 49 Конституции Бразилии регламентирует исключительную компетенцию Национального конгресса , к которой относятся такие полномочия, как:

  • - вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
  • - уполномочивание президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание; дача разрешения президенту и вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более 15 дней;
  • - принятие решения о введении состояния обороны и федерального вмешательства, уполномочивание на введение осадного положения или прекращение действия любой из этих мер;
  • - прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
  • - ежегодное вынесение решения об отчетах, представляемых президентом Республики, и дача оценки докладам об исполнении планов правительства;
  • - контроль за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
  • - дача согласия на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
  • - уполномочивание на проведение референдума и назначение плебисцита;
  • - разрешение на землях индейцев эксплуатации гидроресурсов, а также разведки и эксплуатации минеральных ресурсов;
  • - одобрение в предварительном порядке отчуждения или сдачи в концессию публичных земель площадью свыше 2500 га и др.

Статья 49 Конституции относит к исключительной компетенции палаты депутатов право начинать процесс в отношении президента, вице-президента и государственных министров; проверять данные в отношении отчетов президента, если они не были представлены в конгресс в 60-дневный срок после открытия законодательной сессии, и др.

Статья 52 Конституции Бразилии устанавливает исключительную компетенцию Федерального сената. Речь идет о проведении судебного процесса и осуждение президента и вице-президента Республики и государственных министров в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью; проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление, квалифицируемое как злоупотребление властью; предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора: магистратов, судей Счетного трибунала Союза, назначаемых президентом Республики; губернаторов территорий; председателя и директоров Центрального банка; генерального прокурора; уполномочие на проведение внешних операций финансового характера; установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций; прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда и др.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат Национального конгресса, президенту Республики, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам по предметам, предусмотренным Конституцией Бразилии. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционное™; у президента Бразилии есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-диевный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Статья 92 Конституции Бразилии устанавливает следующие органы судебной власти: Федеральный верховный суд; Высший трибунал правосудия; федеральные областные суды и федеральные судьи; трибуналы и судьи по трудовым делам; трибуналы и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; трибуналы и судьи в штатах, Федеральном округе и территориях.

Высшим судебным органом страны является Федеральный верховный суд , который в соответствии со ст. 101 Конституции Бразилии состоит из 11 судей, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Эти судьи назначаются президентом после одобрения их кандидатур абсолютным большинством членов Федерального сената. Статья 102 устанавливает основное полномочие Федерального верховного суда - конституционный контроль.

Как уже говорилось, Бразилия - федеративная республика. Субъектами являются 26 штатов и один Федеральный округ (столица г. Бразилиа). Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам Конституции Бразилии 1988 г. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на четыре года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

Политическая система, возникшая после восстановления в стране гражданских форм правления, получила название Новой республики. Конституция 1988 (с поправками 1994 и 1997) провозгласила Б. демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей труда, свободного предпринимательства и политического плюрализма. В качестве модели территориального и государственного устройства страны принята федеративная президентская республика.

Административное деление: 26 штатов (Акри, Ала-гоас, Амапа, Амазонас, Баиа, Гойас, Мараньян, Мату-Гроссу, Мату-Гроссу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара-иба, Пара, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Риу-ди-Жа-нейру (Рио-де-Жанейро), Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондониа, Рорайма, Санта-Ката-рина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспи-риту-Санту) и столичный федеральный округ.

Крупнейшие города (млн чел., перепись 2000): Сан-Паулу (10,4), Рио-де-Жанейро (5,9), Салвадор (2,4), Белу-Оризонти (2,2), Форталеза (2,1), Порту-Алегри (1,4), Бразилиа, Ресифи (1,4).

Законодательную власть осуществляет Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов (513 чел. в 2003, председатель - Ж.П. Кунья) и Федерального сената (81 чел., председатель - Ж. Сарней). Численность нижней палаты корректируется в зависимости от прироста населения. Обе палаты обладают равными полномочиями и являются контрольными по отношению друг к другу. Правом на законодательную инициативу обладают депутаты и сенаторы, президент, Федеральный верховный суд, высшие суды, генеральный прокурор и граждане (народная инициатива).

В функции конгресса входят одобрение государственного бюджета и контроль над расходами федерального правительства. Национальный конгресс заслушивает и оценивает ежегодный отчёт президента о проделанной работе. Ответственность министров перед парламентом не предусмотрена.

Федеральная исполнительная власть принадлежит президенту и возглавляемому им кабинету министров. Президент самостоятельно назначает министров и освобождает их от занимаемой должности, подписывает и публикует законы, обладает правом вето, издаёт акты, имеющие силу закона, является верховным главнокомандующим и имеет право в случае необходимости вводить чрезвычайное и осадное положение, объявлять войну другим государствам, пропускать через национальную территорию или разрешать временное пребывание иностранных войск, предоставлять амнистию или смягчать вынесенные приговоры. Глава государства назначает (при последующем одобрении Сенатом) членов Федерального верховного суда, генерального прокурора, председателя и директоров центрального банка. В своей работе президент опирается также на два совещательных органа - Совет республики (в составе вице-президента, председателей обеих палат конгресса, лидеров парламентского большинства и оппозиции в обеих палатах, министра юстиции и 6 известных граждан) и Совет национальной обороны (вице-президент, председатели палат, министры юстиции, иностранных дел, планирования и военные министры).

Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд (11 чел.) и Высший суд правосудия (33 чел.). В систему правосудия входят также региональные федеральные судьи и федеральные судьи, Высший суд по трудовым спорам (27 чел.), Высший избирательный суд (7 чел.) и Высший военный трибунал (15 пожизненных членов, представляющих различные роды войск), суды штатов и местные суды. Для рассмотрения уголовных преступлений созданы суды присяжных.

Штаты имеют свои Конституции, законодательные ассамблеи и губернаторов и вице-губернаторов, муниципалитеты - муниципальные палаты, префектов и вице-префектов.

Избирательная система регламентируется Конституцией 1988 (с поправками 1994 и 1997) и законом 1997. Основной закон предоставил право голоса неграмотным, возрастной ценз снижен с 18 до 16 лет.

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа канди- датов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необходимости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее число признанных действительными голосов. Конституционная поправка 1997 допускает переизбрание высших должностных лиц на 2-й сроколо

Палата депутатов избирается по пропорциональной системе с применением преференциального вотума, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат - по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат обновляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя. Вакантное место сенатора автоматически занимается его заместителем.

В соответствии со ст. 17 Конституции провозглашается свобода создания, слияния, разделения и роспуска общенациональных политических партий, деятельность которых должна иметь парламентский характер и не зависеть в финансовом отношении от зарубежных государств. Уставы партий регистрируются Высшим избирательным судом, в соответствии с законом им предоставляется доступ к средствам государственного партийного фонда, право бесплатного пользования радио и телевидением. Партиям запрещено иметь военизированные формирования. За партиями закрепляется монополия на политическое представительство. Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жёсткой партийной дисциплиной.

Партийная система характеризуется крайней фрагментарностью и поляризацией. Зарегистрировано более 40 политических партий. Ключевую роль по-прежнему играет личность лидера партии. Партийные коалиции создаются с учётом конъюнктурных интересов.

Политическую поляризацию в какой-то мере удалось преодолеть в результате президентских и парламентских выборов 1994 и 1998, обеспечивших победу кандидату Партии бразильской социальной демократии Ф.Э. Кардозу. На президентских выборах 2002 в 1-м туре (6 октября) 46,4% избирателей проголосовали за Л.И. Лулу да Силву, профсоюзного лидера и одного из руководителей Партии трудящихся, в которой представлены как леворадикальные, так и более умеренные социал-демократические течения. Кандидат правительственной Партии бразильской социальной демократии Ж. Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социалистической партии А. Гаротинью - 17,9% и представитель Социалистической народной партии С. Го-мис - 12%. Во 2-м туре Л.И. Лулу да Силву поддержали 61,3%, а Ж. Серру - 38,7%. Вице-президентом избран кандидат умеренной правоцентристской Либеральной партии Ж. Аленкар.

После парламентских выборов 6 октября 2002 в Национальном конгрессе по-прежнему представлены 11 партий. В палате депутатов помимо ПТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта - 84, Бразильская прогрессивная партия - 49, Бразильская трабальистская партия - 26, Либеральная партия - 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского демократического движения - 75, Партия бразильской социальной демократии - 70, Демократическая тра-бальистская партия - 21). Заметно присутствие и левых партий: Бразильская социалистическая партия - 22, Социалистическая народная партия - 15 и Коммунистическая партия Б.- 12 депутатов.

После переизбрания 2/3 Сената наиболее сильные позиции занимают Партия бразильского демократического движения (19 сенаторов), Партия либерального фронта (19), Партия трудящихся (14) и Партия бразильской социальной демократии (11).

Важную группу давления составляют Федерация промышленников штата Сан-Паулу и другие предпринимательские организации, левое крыло католической церкви. Крайне радикальные позиции занимает связанное с Партией трудящихся Движение безземельных, более умеренные - Единый профцентр трудящихся (CUT). Среди элементов гражданского общества важную роль играют Комитет за демократизацию информации, Группа экологической защиты, Экофорса, правозащитные и другие неправительственные организации.

Важные изменения во внутренней политике произошли в период президентства Ф.Э. Кардозу (1994 - 2002). Были внесены существенные коррективы в классические неолиберальные рецепты, в частности, пересмотрена роль государства, которое уходило из сферы экономики и сосредоточивалось на экономическом регулировании, мобилизации ресурсов для достижения приоритетных целей и решении социальных проблем. Системный характер приобрела приватизация. Несколько повысились доходы наименее обеспеченных слоёв населения, частич- но проведена административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного аппарата, сокращены Вооружённые силы, несколько упрощена система налогообложения. Основные политические реформы связаны с изменениями электорального законодательства и переизбранием высших должностных лиц на 2-й сроколо Уделялось внимание укреплению правового государства, в частности выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. В то же время Ф.Э. Кардозу не удалось смягчить остроту социальных проблем, крайне медленно продвигалась аграрная реформа, что спровоцировало несанкционированные захваты земель. Финансовый кризис 1999 показал необходимость внесения корректив и во внутриэкономическую политику. В конечном счёте проводимые реформы не дали ожидаемых результатов, возросла социальная дезинтеграция и поляризация, проводимая приватизация сопровождалась широкомасштабной коррупцией.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и необходимость восстановления доверия предпринимательских кругов и части средних слоёв заставили правительство Л.И. Лулы да Силвы (с 2003) отказаться от продекларированных радикальных лозунгов и в значительной мере обеспечить преемственность внутренней политики, что вызвало разочарование у части левого электората и обострило внутренние противоречия в Партии трудящихся. Основные приоритеты - ускорение темпов экономического роста и сдерживание инфляции при отсрочке структурных реформ, перераспределение национального дохода, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв, борьба с голодом, строительство дешёвого жилья, аграрная реформа, создание новых рабочих мест, реформирование системы социального обеспечения и налогообложения, борьба с коррупцией.

В области внешней политики в 1991 подписано соглашение о создании интеграционного объединения МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). Противоречия с США (торговый протекционизм, обвинения Б. в демпинге и нарушениях права интеллектуальной собственности) не помешали ей поддержать идею о создании к 2005 всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА). При этом Б. выступала за более поздние сроки введения АЛКА и более мягкий режим для своих технологически ёмких отраслей. Б. высказывается за укрепление правовых основ международных отношений при реформировании Устава ООН (расширение числа постоянных членов СБ, запрет несанкционированного СБ применения силы и т.н. гуманитарных интервенций). Б. присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (1998) и режиму контроля над нераспространением ракетных технологий. Российско-бразильские связи были отмечены подписанием совместной политической декларации и соглашения о военно-техническом сотрудничестве (1997), созданием смешанной двусторонней комиссии по торговле (1997), визитами в Москву вице-президента Ж. Масиэла (2000) и президента Ф. Э. Кардозу (2002). Президент Л.И.Лула да Силва выполняет все международные обязательства Б. Среди приоритетов внешней политики фигурируют создание латиноамериканского блока на основе МЕРКОСУР и активизация сотрудничества «стран-гигантов» (Китай, Индия, РФ).

Вооружённые силы состоят из армии (Сухопутных войск), ВВС, ВМФ и Федеральной полиции. Комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Военные расходы составляют 13,4 млрд долл. США (1,9% ВВП).

Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с Российской империей в 1828, с СССР - в апреле 1945, разорваны в октябре 1947, восстановлены в ноябре 1961).

1. Общие сведения.

3. Дилма Ванна Руссеф.

Список использованной литературы

1. Общие сведения.

Федеративная Республика Бразилия – государство в Южной Америке.

Территория - 8,5 млн. кв.км. Столица - г. Бразилиа.

Численность населения - 201,1 млн (оценка на июль 2010, 5-е место в мире). Средняя продолжительность жизни - 69 лет у мужчин, 76 лет у женщин.

Официальный язык - португальский.

Господствующая религия - католицизм.

Первые европейцы проникли в Бразилию в 1500 г.; до начала XIX в. страна являлась колонией Португалии. В 1822 г. провозглашена независимой империей, в 1889 г. - республикой.

В 1964 г. в Бразилии был совершен военный переворот и установлен авторитарный политический режим. Под давлением оппозиции и выступлений народных масс военный режим проделал значительную эволюцию в сторону либерализации; в январе 1985 г. в стране был избран гражданский Президент.

2. Политическая система Бразилии.

Политическая система, возникшая после восста-новления в стране гражданских форм правления, по-лучила название Новой республики. Конституция 1988 г. (с поправками 1994 и 1997) провозгласила Бразилию де-мократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человечес-кого достоинства, социальных ценностей труда, сво-бодного предпринимательства и политического плю-рализма. В качестве модели территориального и госу-дарственного устройства страны принята федератив-ная президентская республика.

Административное деление: 26 штатов (Акри, Ала-гоас, Амапа, Амазонас, Баиа, Гойас, Мараньян, Мату-Гроссу, Мату-Гроссу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара-иба, Пара, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Риу-ди-Жа-нейру (Рио-де-Жанейро), Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондониа, Рорайма, Санта-Ката-рина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспи-риту-Санту) и столичный федеральный округ.

Крупнейшие города (млн чел., перепись 2000): Сан-Паулу (10,4), Рио-де-Жанейро (5,9), Салвадор (2,4), Белу-Оризонти (2,2), Форталеза (2,1), Порту-Алегри (1,4), Бразилиа, Ресифи (1,4).

Законодательную власть осуществляет Националь-ный конгресс, состоящий из палаты депутатов (513 чел. в 2003, председатель - Ж.П. Кунья) и Федерального сената (81 чел., председатель - Ж. Сарней). Числен-ность нижней палаты корректируется в зависимости от прироста населения. Обе палаты обладают равными полномочиями и являются контрольными по отноше-нию друг к другу. Правом на законодательную иници-ативу обладают депутаты и сенаторы, президент, Феде-ральный верховный суд, высшие суды, генеральный прокурор и граждане (народная инициатива).

В функции конгресса входят одобрение государ-ственного бюджета и контроль над расходами федерального правительства. Национальный конгресс за-слушивает и оценивает ежегодный отчёт президента о проделанной работе. Ответственность министров пе-ред парламентом не предусмотрена.

Федеральная исполнительная власть принадле-жит президенту и возглавляемому им кабинету мини-стров. Президент самостоятельно назначает минист-ров и освобождает их от занимаемой должности, под-писывает и публикует законы, обладает правом вето, издаёт акты, имеющие силу закона, является верхов-ным главнокомандующим и имеет право в случае не-обходимости вводить чрезвычайное и осадное поло-жение, объявлять войну другим государствам, пропу-скать через национальную территорию или разрешать временное пребывание иностранных войск, предо-ставлять амнистию или смягчать вынесенные приго-воры. Глава государства назначает (при последующем одобрении Сенатом) членов Федерального верховно-го суда, генерального прокурора, председателя и ди-ректоров центрального банка. В своей работе прези-дент опирается также на два совещательных органа - Совет республики (в составе вице-президента, пред-седателей обеих палат конгресса, лидеров парламент-ского большинства и оппозиции в обеих палатах, ми-нистра юстиции и 6 известных граждан) и Совет на-циональной обороны (вице-президент, председатели палат, министры юстиции, иностранных дел, плани-рования и военные министры).

Высшими органами судебной власти являются Фе-деральный верховный суд (11 чел.) и Высший суд правосудия (33 чел.). В систему правосудия входят также региональные федеральные судьи и федераль-ные судьи, Высший суд по трудовым спорам (27 чел.), Высший избирательный суд (7 чел.) и Высший воен-ный трибунал (15 пожизненных членов, представля-ющих различные роды войск), суды штатов и местные суды. Для рассмотрения уголовных преступлений со-зданы суды присяжных.

Штаты имеют свои Конституции, законодатель-ные ассамблеи и губернаторов и вице-губернаторов, муниципалитеты - муниципальные палаты, префек-тов и вице-префектов.

Избирательная система регламентируется Кон-ституцией 1988 г. (с поправками 1994 и 1997) и законом 1997 г. Основной закон предоставил право голоса не-грамотным, возрастной ценз снижен с 18 до 16 лет.

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сро-ком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа кандидатов, выдвинутых официально зарегистрированны-ми политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необхо-димости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее чис-ло признанных действительными голосов. Конститу-ционная поправка 1997 г. допускает переизбрание выс-ших должностных лиц на 2-й срок.

Палата депутатов избирается по пропорциональ-ной системе с применением преференциального воту-ма, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат - по мажоритарной сис-теме. Каждый субъект федерации представлен 3 сена-торами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат об-новляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя. Вакантное место сена-тора автоматически занимается его заместителем.

В соответствии со ст. 17 Конституции провозгла-шается свобода создания, слияния, разделения и рос-пуска общенациональных политических партий, дея-тельность которых должна иметь парламентский ха-рактер и не зависеть в финансовом отношении от зару-бежных государств. Уставы партий регистрируются Высшим избирательным судом, в соответствии с зако-ном им предоставляется доступ к средствам государст-венного партийного фонда, право бесплатного пользо-вания радио и телевидением. Партиям запрещено иметь военизированные формирования. За партиями закрепляется монополия на политическое представи-тельство. Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жёсткой партийной дисциплиной.

Партийная система характеризуется крайней фрагментарностью и поляризацией. Зарегистрирова-но более 40 политических партий. Ключевую роль по-прежнему играет личность лидера партии. Партий-ные коалиции создаются с учётом конъюнктурных интересов.

Политическую поляризацию в какой-то мере удалось преодолеть в результате президентских и парламентских выборов 1994 и 1998, обеспечивших победу кандидату Партии бразильской социальной демократии Ф.Э. Кардозу. На президентских выбо-рах 2002 в 1-м туре (6 октября) 46,4% избирателей проголосовали за Л.И. Лулу да Силву, профсоюзно-го лидера и одного из руководителей Партии трудя-щихся, в которой представлены как леворадикаль-ные, так и более умеренные социал-демократические течения. Кандидат правительственной Партии бразильской социальной демократии Ж. Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социали-стической партии А. Гаротинью - 17,9% и предста-витель Социалистической народной партии С. Гомис - 12%. Во 2-м туре Л.И. Лулу да Силву поддер-жали 61,3%, а Ж. Серру - 38,7%. Вице-президентом избран кандидат умеренной правоцентристской Ли-беральной партии Ж. Аленкар.

После парламентских выборов 6 октября 2002 в Национальном конгрессе по-прежнему представлены 11 партий. В палате депутатов помимо ПТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта - 84, Бразильская прогрессивная партия - 49, Бразильская трабальистская партия - 26, Либе-ральная партия - 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского де-мократического движения - 75, Партия бразильской социальной демократии - 70, Демократическая трабальистская партия - 21). Заметно присутствие и ле-вых партий: Бразильская социалистическая партия - 22, Социалистическая народная партия - 15 и Ком-мунистическая партия Б.- 12 депутатов.

После переизбрания 2/3 Сената наиболее сильные позиции занимают Партия бразильского демократи-ческого движения (19 сенаторов), Партия либераль-ного фронта (19), Партия трудящихся (14) и Партия бразильской социальной демократии (11).

Важную группу давления составляют Федерация промышленников штата Сан-Паулу и другие пред-принимательские организации, левое крыло католи-ческой церкви. Крайне радикальные позиции занима-ет связанное с Партией трудящихся Движение беззе-мельных, более умеренные - Единый профцентр тру-дящихся (CUT). Среди элементов гражданского об-щества важную роль играют Комитет за демократиза-цию информации, Группа экологической защиты, Экофорса, правозащитные и другие неправительст-венные организации.

Важные изменения во внутренней политике произошли в период президентства Ф.Э. Кардозу (1994 - 2002). Были внесены существенные кор-рективы в классические неолиберальные рецепты, в частности, пересмотрена роль государства, которое уходило из сферы экономики и сосредоточивалось на экономическом регулировании, мобилизации ре-сурсов для достижения приоритетных целей и реше-нии социальных проблем. Системный характер при-обрела приватизация. Несколько повысились дохо-ды наименее обеспеченных слоёв населения, частич- но проведена административная реформа, направ-ленная на повышение эффективности го-сударственного аппарата, сокращены Вооружённые силы, несколько упрощена система налогообложе-ния. Основные политические реформы связаны с из-менениями электорального законодательства и пере-избранием высших должностных лиц на 2-й срок. Уделялось внимание укреплению правового госу-дарства, в частности выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. В то же время Ф.Э. Кардозу не удалось смягчить остроту социаль-ных проблем, крайне медленно продвигалась аграр-ная реформа, что спровоцировало несанкциониро-ванные захваты земель. Финансовый кризис 1999 показал необходимость внесения корректив и во внутриэкономическую политику. В конечном счёте проводимые реформы не дали ожидаемых результа-тов, возросла социальная дезинтеграция и поляриза-ция, проводимая приватизация сопровождалась ши-рокомасштабной коррупцией.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и необходимость восстановления доверия предприни-мательских кругов и части средних слоёв заставили правительство Л.И. Лулы да Силвы (с 2003) отказать-ся от продекларированных радикальных лозунгов и в значительной мере обеспечить преемственность внут-ренней политики, что вызвало разочарование у части левого электората и обострило внутренние противоре-чия в Партии трудящихся. Основные приоритеты - ускорение темпов экономического роста и сдержива-ние инфляции при отсрочке структурных реформ, пе-рераспределение национального дохода, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв, борьба с голодом, строительство дешёвого жилья, аг-рарная реформа, создание новых рабочих мест, рефор-мирование системы социального обеспечения и нало-гообложения, борьба с коррупцией.

В области внешней политики в 1991 подписано соглашение о создании интеграционного объедине-ния МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). Противоречия с США (торговый протек-ционизм, обвинения Б. в демпинге и нарушениях права интеллектуальной собственности) не помеша-ли ей поддержать идею о создании к 2005 всеамери-канской зоны свободной торговли (АЛКА). При этом Б. выступала за более поздние сроки введения АЛКА и более мягкий режим для своих технологиче-ски ёмких отраслей. Б. высказывается за укрепление правовых основ международных отношений при ре-формировании Устава ООН (расширение числа постоянных членов СБ, запрет несанкционированного СБ применения силы и т.н. гуманитарных интервен-ций). Б. присоединилась к договору о нераспростра-нении ядерного оружия (1998) и режиму контроля над нераспространением ракетных технологий. Рос-сийско-бразильские связи были отмечены подписа-нием совместной политической декларации и согла-шения о военно-техническом сотрудничестве (1997), созданием смешанной двусторонней комиссии по торговле (1997), визитами в Москву вице-президен-та Ж. Масиэла (2000) и президента Ф. Э. Кардозу (2002). Президент Л.И.Лула да Силва выполняет все международные обязательства Б. Среди приорите-тов внешней политики фигурируют создание лати-ноамериканского блока на основе МЕРКОСУР и ак-тивизация сотрудничества «стран-гигантов» (Китай, Индия, РФ).

Вооружённые силы состоят из армии (Сухопутных войск), ВВС, ВМФ и Федеральной полиции. Ком-плектуются на основе всеобщей воинской повиннос-ти. Военные расходы составляют 13,4 млрд долл. США (1,9% ВВП).

3. Дилма Ванна Руссеф.

14 декабря 1947 г., Белу-Оризонти) - бразильский политик, президент Федеративной Республики Бразилия с 1 января2011 года; министр энергетики в 2003 – 2005 гг., глава президентской администрации в 2005 – 2010 гг., член левой Партии трудящихся.

Дилма родилась в семье болгарского эмигранта Петра Русева (болг. Петър Русев). Её отец, активный член Болгарской коммунистической партии, эмигрировал из Болгарии в 1929 году; некоторое время жил во Франции, где начал записывать свою фамилию как Rousseff, и в Аргентине.

Дилма активно заинтересовалась политикой после военного переворота 1964 года, в ходе которого был свергнут президент Жуан Гуларт. В 1967 году она присоединилась к молодёжной организации Социалистической партии Бразилии, а затем к её радикальной фракции «Команда национального освобождения», отстаивавшей идею вооружённой борьбы против военной диктатуры с помощью методов «городской герильи». Несколько лет Дилма находилась в составе подпольных вооружённых организаций, но не участвовала в боевых действиях. В 1970 году Дилма была арестована и заключена в тюрьму, подверглась пыткам.

В конце 1972 года она вышла на свободу и отошла от радикальной политической деятельности. Впоследствии окончила Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул и занялась легальной политической деятельностью в оппозиционных политических организациях. В конце 1980-х работала казначеем в мэрии Порту-Алегри, в 1990-е возглавляла негосударственный Фонд экономики и статистики (порт. Fundação de Economia e Estatística) и работала в министерстве энергетики штата Риу-Гранди-ду-Сул.

Дилма долгое время состояла в Демократической рабочей партии, а в конце 1990-х перешла в Партию трудящихся. После кризиса с подачей электроэнергии на юге Бразилии в конце президентского срока Фернанду Энрике Кардозу тема энергетических вопросов стала актуальной, и Луис Инасиу Лула да Силва воспользовался опытом Дилмы в своей предвыборной кампании. После избрания президентом да Силвы Дилма была назначена министром энергетики Бразилии (январь 2003 года). 21 июня 2005 года возглавила Администрацию президента Бразилии, а в 2010 году было объявлено о её выдвижении на пост президента Бразилии на выборах 3 октября 2010 года. Луис Инасиу Лула да Силва полностью поддержал кандидатуру Дилмы. В своей предвыборной кампании Дилма выступала за проведение аграрной и политической реформ, поддержала расовые квоты, свободу вероисповедания и гомосексуальные гражданские союзы, выступая против смертной казни и легализации лёгких наркотиков.

президентских выборов, прошедшем 3 октября 2010 года, Дилма набрала более 47,5 миллионов (46,9 %) голосов и вышла во второй тур (состоялся 31 октября), где ей противостоял социал-демократ Жозе Серра. По предварительным данным, во втором туре Руссефф набрала 55,96 % голосов и стала новым президентом Бразилии, первой в истории страны женщиной на этом посту.

В 2009 году Дилма вылечилась от рака лимфатических узлов на ранней стадии; из-за проведённой химиотерапии она несколько месяцев носила парик. Дилма дважды была замужем, а сейчас разведена. От второго брака у неё одна дочь, которая в сентябре 2010 года родила Дилме внука.

Свободно владеет английским, французским и испанским языками.

Список использованной литературы:

Государственное устройство и политическая система Бразилии / http :// ru - world . net / braziliya - gosudarstvennoe - ustrojstvo - i - politicheskaya - sistema / .

2. Государственный строй, политика Бразилии / http://www.brazil.ru/ru/state .

Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. Федеративная республика Бразилия / http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/braziliy.html .



Похожие публикации